Почему тендеры выигрывают подрядчики, не имеющие ни опыта, ни специалистов, ни техники

Почему тендеры выигрывают подрядчики, не имеющие ни опыта, ни специалистов, ни техники

Фото с сайта Depositphotos.com

В закон о госзакупках с 2015 года вносили изменения и дополнения больше 30 раз. Но до сих пор к нему возникают вопросы, и государство продолжает терпеть убытки от недобросовестных поставщиков.

17 августа Антикор сообщил, как два иностранных подрядчика нанесли Казахстану ущерб на 20 млрд тенге при строительстве дорог. Они предложили на торгах минимальную цену, а когда получили аванс, расторгли контракт и уехали к себе в страну.

Почему мы по-прежнему не можем сделать систему госзакупок прозрачной и минимизировать все коррупционные риски?

Электронная документация

Директор фонда «Цифровое общество» Нургали Рахманов считает, что одна из проблем нынешней системы госзакупок в Казахстане состоит в том, что вся документация по ним находится в электронной базе данных портала в формате PDF.

Это не позволяет полноценно автоматизировать процессы и выявлять превышение цен по многим конкурсам.

Например, фонд, которым руководит Нургали Рахманов, занимается общественным мониторингом и управленческим анализом в области госзакупок. Его специалисты недавно анализировали строительство Дворца школьников в Шымкенте. Вся документация по стоимости услуг и работ на этом объекте была представлена в PDF-файлах.

Там они обнаружили, что в проекте была заложена закупка одного комплекта ф отоаппаратов со сменными линзами, аккумулятором и вспышкой на 14 млн тенге, а также четыре мраморные скамейки за семь миллионов тенге за одну штуку.

«Представьте, по всему Казахстану в год заключается более миллиона контрактов по госзакупкам. Понятно, что у небольшого количества госаудиторов Минфина нет времени сидеть и копаться в каждом PDF-файле. Если бы вся тендерная документация была в машиночитаемом формате, то автоматизированные системы по обработке данных могли бы сами выявлять эти превышения цен», –объяснил Нургали Рахманов.

Экономист и руководитель НКО Integrity Astana Жанат Нургалиев добавил, что иногда очень сложно судить, насколько предлагаемые суммы обоснованы. Поэтому для каждого товара, работ и услуг необходимы ч ё ткие нормативы и стандарты.

«Если мы говорим не о приобретении товаров, а о работах, коих 57% из общего количества тендеров, то там нет чётких нормативов. Например, то же озеленение города, санитарная очистка. За 2021 год по Казахстану на санитарную очистку было выделено 233 млрд тенге, согласно данным портала государственных закупок. Как проверить, какой объём работ необходим, насколько качественно проделана работа? Нет единого стандарта, которым мы могли бы руководствоваться», – пояснил Жанат Нургалиев.

Независимое обжалование

Сейчас существует несколько механизмов по контролю госзакупок:

  • государственный аудит, выполняемый Министерством финансов;
  • общественный мониторинг со стороны различных организаций гражданского общества и СМИ;
  • независимое обжалование решения по тендеру.

Последний механизм, по мнению Нургали Рахманова, является самым эффективным для создания честной конкуренции на госзакупках. Однако в Казахстане он не сильно развит. Сегодня, если поставщик хочет обжаловать решение по тендеру, он обращается либо в Комитет внутреннего госаудита Министерства финансов , либо в суд. Отдельного независимого органа обжалования для этого нет.

«Участники тендера лучше всего знают положительные и отрицательные стороны своих конкурентов. Поэтому когда они видят возможную коррупционную схему, они должны иметь возможность обратиться в орган по обжалованию и заявить, что требования заказчика не основаны на убедительных требованиях», – считает Нургали Рахманов.

Споры поставщиков

В новостях нередко мелькают сообщения о том, что поставщики срывают контракты из-за судебных споров между собой. Поэтому процесс обжалования в этом ключе звучит как что-то, что может, наоборот, помешать процессу госзакупок.

Однако, по мнению Нургали Рахманова, обжалование решений может занять не так много времени, если вс ё делается правильно.

«Когда говорят о спорах поставщиков, говорят только половину правды. Если изначально госзаказчик не хочет делать правильно и добросовестно, это превращается якобы в спор, и вся вина сваливается на подрядчика. Но речь идёт о миллиардах долларов. Сталкиваются интересы мощных финансовых групп, и каждый хочет сорвать куш», – рассказал Нургали Рахманов.

Чтобы избежать этого, можно посмотреть на опыт нашего соседа – Таджикистана, отметил эксперт. Там создали правительственный центр реализации проектов, который занимается крупными инфраструктурными объектами. Этот центр нанимает международную консалтинговую компанию, которая очень грамотно помогает правительству в организ ации правильных и объективных торг ов между крупными генподрядчиками. Соответственно, там таких споров не возникает.

Не цена, а качество

Сейчас основным критерием при выборе подрядчика оста ё тся цена. Победителем тендера становится участник, предложивший наименьшую цену.

Из-за этого часто возникает много проблем: подрядчики используют некачественные материалы, не исполняют свои обязательства, а затем требуют увеличения стоимости контрактов.

По словам Нургали Рахманова, Казахстан постепенно отходит от этой системы. Дело в том, что одна из 17 целей устойчивого развития ООН включает в себя метрику «Устойчивые госзакупки». В 2021 году Казахстан принял эту метрику в качестве национальной. Теперь при проведении госзакупок мы должны учитывать не только ценовые параметры, а качество продукта, его жизненный цикл, социальные нужды общества и влияние закупок на окружающую среду.

Двигаться к этому мы будем поэтапно. С 2023 года в Казахстане запланировано пров едение гостендеров с использованием стоимости жизненного цикла продукта. Выбор поставщика там осуществляется не на основе начальной цены, а на основе совокупной стоимости всего срока службы товара.

Также с 1 июля этого года в Казахстане был введ ё н новый способ закупок в виде конкурса с использованием рейтингово-балльной системы. На первом этапе он будет применяться только по закупкам строительно-монтажных работ и работ по разработке проектно-сметной документации.

У рейтингово-балльной системы есть свои преимущества. При ней все данные поставщиков будут проверяться: оплата налогов, финансовая устойчивость, опыт работы, уровень кадров и материально-техническая база.

«Эти данные есть в информационных системах госорганов. Их просто надо объединить, чтобы затем программа сама по итогам рейтинга принимала решение о том, кому отдать тендер. Таким образом мы снизим человеческий фактор, потому что оставлять заказчика и поставщика один на один нельзя», – рассказал Жанат Нургалиев.

Международный опыт

Метрику «Устойчивых госзакупок» ООН внедряют в систему госзакупок и другие страны. Литва, например, переходит полностью на не ё уже в 2023 году.

Также ООН разработала и Типовый закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках. По нему многие страны пишут свои правовые акты. Но Казахстан взял из этого документа не так много, отметил Нургали Рахманов.

«Существует международная практика, которую мы можем перенять для улучшения закона о госзакупках, потому что очень много вопросов не проработано. Мы могли бы собрать хороших экспертов и сделать такой суперзакон, но нужно учитывать, что есть определённые группы влияния, которым это невыгодно, и потому приходится постоянно вносить поправки в закон, убирая разные коррупционные лазейки «, – заявил эксперт.

Он добавил, что в странах ОЭСР 55% всех коррупционных преступлений связано с госзакупками. В нашей стране этот процент может быть выше.

Тем не менее Нургали Рахманов считает, что в связи с новым курсом Казахстана видна политическая воля менять госзакупки в лучшую сторону, поэтому в закон и внесли последние поправки.

Профессия – госзакупщик

Чтобы изменить наше законодательство, необходимо вс ё время повышать квалификацию госзакупщиков, считает Нургали Рахманов. Сейчас же для специалистов органов госзакупок нет таких специализированных курсов.

«Должна появиться профессия – госзакупщик. Для неё должен быть разработан профстандарт, чтобы этим мог заниматься не каждый. Тогда чиновники должны будут проходить курсы или получить магистерскую степень в университете по этому направлению», – предложил эксперт.

Он добавил, что подобная дисциплина по организации и управлению госзакупками появилась уже в АУЭС. И если Министерство финансов сгенерирует спрос на такие курсы, другие университеты также внедрят у себя похожие программы.

Читайте также:

  • Назначения, госзакупки, борьба с коррупцией. Самрук-Казына представил план реформ
  • НПП «Атамекен»: Госзакупки по-прежнему затачиваются под конкретного поставщика

Тендеры Казахстана: где и как их найти

Ежемесячно в Казахстане публикуется около 100 тысяч новых тендеров по всевозможным направлениям, а участие в них принимают сотни тысяч компаний.

Тендеры Казахстана: где и как их найти

Ежемесячно в Казахстане публикуется около 100 тысяч новых тендеров по всевозможным направлениям, а участие в них принимают сотни тысяч компаний.

Закупки публикуются так же, как и в России – на электронных торговых площадках. Но если задаться целью находить нужные тендеры быстро, удобно и эффективно – бескомпромиссного решения было не найти, до этого момента.

Команда Тендерплана рада сообщить, что уже сейчас в системе доступен поиск закупок по Республике Казахстан! Как это работает? Сейчас расскажем!

Закупки Казахстана в Тендерплан

Добавление тендерного сегмента целой республики – это большой и важный шаг. Поэтому, была проделана колоссальная работа, чтобы всё было удобно и работало как надо!

Во время настройки поиска (при создании ключа или в анализе выборки) теперь можно выбрать страну, округ и регион. Новый функционал позволяет искать закупки по конкретным регионам Казахстана и России сразу. Так что если Вы рассматриваете тендеры обоих государств, Тендерплан позволит находить их в одной поисковой выдаче.

Помимо выбора закупок по регионам, теперь можно отдельно выбирать площадки по Казахстану. Рядом с привычными 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческими закупками РФ, стали доступны государственные и коммерческие тендеры Республики Казахстан.

Обработка тендеров Республики Казахстан

Закупки, публикуемые на российских электронных торговых площадках, появляются в Тендерплане почти моментально! Например, когда тендер только появляется на сайте ЕИС, пользователи Тендерплана уже успевают ознакомиться с документацией и подготовить заявку.

Мы перенесли накопившийся опыт на новый сегмент, чтобы показать действительно достойный результат. Закупки РК появляются в системе быстро, не теряются и не дублируются. Была проделана огромная работа и результат определенно Вас порадует!

Все тендеры России и Казахстана здесь!

Поиск торгов, тендерное сопровождение, аналитика и многое другое! Побеждай вместе с Тендерпланом!

  • #тендер
  • #закупки
  • #госзаказ
  • #Казахстан
  • #государственные закупки
  • #тендерплан
  • #закупки Казахстана
  • #тендеры Казахстана
  • #Республика Казахстан
  • #поиск тендерплан

Источник https://informburo.kz/stati/pocemu-tendery-vyigryvayut-podryadciki-ne-imeyushhie-ni-opyta-ni-specialistov-ni-texniki

Источник https://www.klerk.ru/blogs/tenderplan/521469/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *