223-ФЗ и 44-ФЗ отличия и сравнение

223-ФЗ и 44-ФЗ отличия и сравнение

Эксперты финансового портала Выберу.ру простыми словами объяснят, чем отличается 44 ФЗ от 223, регулирующие сферу закупок. Рассмотрят, есть ли сходства этих федеральных законов, какие способы закупок доступны заказчикам, что регулирует каждый закон, проведут сравнение 44 ФЗ и 223 ФЗ.

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Принципиальная разница между 44 ФЗ и 223 ФЗ заключается в том, что первый закон устанавливает порядок закупок государственных заказчиков на всех этапах проведения процедуры торгов. Его положения должны неукоснительно выполняться. Нарушение правил госзакупок влечет наложение штрафов, отмену заключенных сделок, включение в реестр недобросовестных поставщиков. Следование нормам 44‑ФЗ гарантирует, что контракт будет заключен, работы выполнены, оплата произведена.

Закон под номером 223 описывает общие правила проведения закупок, устанавливает требования по разработке заказчиками собственных положений о закупках, в которых включаются способы обеспечения заключения договоров, их выполнение, антидемпинговые меры. Поэтому каждый исполнитель перед тем, как принять участие в закупках по 223‑ФЗ, должен изучить положение о закупках заказчика, чей контракт он планирует выполнить.

Кто выступает заказчиком

В отношении заказчиков между 44 ФЗ и 223 ФЗ различия следующие — согласно первому закону, принимать участие в торгах могут государственные органы власти, ПФР, МЧС, ФСС, Роскосмос, Росатом, бюджетные учреждения (федеральные, муниципальные). По 223 список заказчиков включает:

  • госкомпании, если процент участия государства более 50;
  • естественных монополистов, например, РЖД;
  • компании, деятельность которых регулируется государством;
  • бюджетные учреждения при проведении закупок за счет внебюджетных доходов.

Закон обязывает заказчика устанавливать понятные критерии оценки заявок участников, составлять планы-графики закупок, назначать закупочную комиссию, контрактного управляющего.

Кто может быть поставщиком

Поставщик — участник закупок товаров, услуг, работ, с которым заключается контракт (Федеральный закон 44 ст. 4 часть 1). Оба закона гласят, что поставщиком могут выступать любые физические или юрлица, включая индивидуальных предпринимателей, самозанятых и иностранцев. По 223 самозанятые имеют преимущества наравне с субъектами МСП — участие в торгах, проводимых только для исполнителей, имеющих данную организационно-правовую форму.

При закупках у компаний, являющихся естественными монополиями, выполнении работ, связанных с мобилизационной подготовкой, для контрактов, не превышающих 600 тысяч рублей (Федеральный закон 44 ст. 93 ч. 4), сделка может заключаться с единственным поставщиком.

Преференции для участников закупок

Представленная таблица показывает, кто имеет преимущества в процессе закупок, и описывает основные отличия:

· учреждения уголовно-исполнительной системы;

· поставщики из ЕАЭС;

Государственные заказчики ежегодно обязаны из годового объема закупок 15% проводить через СМП и СОНКО.

· поставщики из ЕАЭС.

МСП должно отдаваться 20% от общего объема договоров, запланированного на год.

Преференции предоставляются при проведении конкурсов, запросе котировок и цен, аукционах.

Тендеры 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличия

Согласно Федеральному закону под номером 44, закупки осуществляются у единственного поставщика или следующими конкурентными способами:

  • конкурс — открытый, ограниченное участие, закрытый, двухэтапный;
  • аукцион — электронный, закрытый;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

По 223 закону варианты проведения тендеров заказчиком самостоятельно вносятся в положение о закупках. Конкурентные торги могут быть проведены в виде конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.

Доступные ЭТП для торгов

Отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ по единым электронным торговым площадкам (ЭТП) заключается в следующем:

  • торги по 44‑ФЗ могут проходить только на 8 федеральных площадках — Сбер А, РТС‑Тендер, ЕЭТП и других;
  • торги по 223‑ФЗ в отличие от 44‑ФЗ проводятся более чем на 150 ЭТП. Никаких ограничений по выбору ЭТП для заказчиков нет. Часть площадок бесплатные, другие взимают плату. Однако закупки у МСП проводятся только на восьми аккредитованных федеральных ЭТП.

Основное требование для участия в торгах по любому из ФЗ — регистрация в Единой информационной системе. Процедура подачи заявки на регистрацию бесплатна для всех. Для регистрации необходимо, чтобы руководитель компании, ИП, самозанятый имел профиль на портале Госуслуг. Аккредитация осуществляется один раз и не имеет срока действия.

Требования к электронной подписи

Все документы, которые используются при проведении торгов на ЭТП, подписываются электронной подписью. Её наличие гарантирует юридическую силу документов, подтверждает согласие с условиями контракта, обеспечивает безопасность сделок. Когда проводятся закупки 44 ФЗ и 223 ФЗ, разница в электронной подписи отсутствует. Во всех случаях нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).

В редких ситуациях площадки требуют заверять документы подписью, имеющей специальное расширение — OID. Простым языком, OID — это дополнительный идентификатор, который содержит более полные сведения о владельце КЭП и его полномочиях.

Установленные сроки

Законы регулируют сроки действий заказчиков следующим образом:

  • 44‑ФЗ — жесткий регламент проведения закупок на каждом этапе. Например, при проведении аукциона он начинается через 2 часа по окончании срока подачи заявок, а после публикации итогового протокола у заказчика есть всего 2 рабочих дня на отправку проекта контракта победителю.
  • 223‑ФЗ — заказчики самостоятельно определяют сроки в процессе разработки документации для проведения тендера. Закон регламентирует общие положения, без деталей.

При работе с малым и средним бизнесом сроки проведения конкурсов, аукционов, запросов регулируются пунктом 3 статьи 3.4 223‑ФЗ.

Отчетность заказчика в ЕИС

Для обеспечения государственных требований по формированию и предоставлению отчетности заказчики обязаны составлять следующие документы:

· годовой отчет по закупкам у среднего и малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций;

· документацию о приеме произведенных работ, выполненных услугах, поставленных товарах;

· подтверждение обоснованности и законности закупок у единственных поставщиков.

· до 10 числа каждого месяца публикуется ежемесячный отчет о стоимости всех заключенных договоров, включая контракты с единственным поставщиком;

· годовой отчет по контрактам с МСП;

· годовой отчет о договорах, если они относятся к инновационной и высокотехнологичной сфере.

Обеспечение участия и исполнения обязательств

Рассмотрим законы о закупках 223 и 44, их отличие по финансовому обеспечению проведения сделок:

· обеспечение заявки вносится в размере до 5% от цены контракта. Для заказов менее миллиона может не вноситься;

· обеспечение исполнения контракта обязательно в конкурсах и аукционах. Размер от 5 до 30% от НМЦК. Представляется в виде банковской гарантии или переводится на счет заказчика.

· обеспечение исполнения гарантийных обязательств вносится, если заказчик устанавливает такое требование.

· обеспечение заявки вносится, если цена договора больше пяти миллионов рублей;

· обеспечения исполнения контракта регулируется заказчиком. Если обеспечение необходимо, то в тендерную документацию вносится его размер, способ предоставления.

Внесение изменений и расторжение контракта

Законы имеют следующие отличия:

  • По Федеральному закону № 44 менять основные условия нельзя. Заказчик их публикует, исполнитель, подавая заявку, подтверждает, что его всё устраивает. Расторжение контракта возможно по обоюдному соглашению или решению суда. Возможность расторжения в одностороннем порядке можно указать в договоре.
  • По Федеральному закону № 223 заказчик имеет право указать в положении о закупках, на каких условиях будут вноситься изменения и расторгаться договор.

223‑ФЗ предоставляет больше свобод заказчику, а исполнителю важно внимательно изучить его положение о закупках. Тогда не будет лишних проблем.

По какому ФЗ работать — 44 или 223

В зависимости от организационно-правовой формы, заказчики могут работать по Федеральному закону № 44 или 223 либо совмещать оба варианта. На практике, несмотря на то, что 44 закон строже, работать по нему проще. Он всё регламентирует, остается следовать указаниям. Применять 223 закон сложнее: он требует, чтобы ряд вопросов был внесен в положение о закупках самим заказчиком. Здесь исполнителю важно не только знать законодательную базу, но и изучать положения, утвержденные заказчиком.

Популярные вопросы

Чем отличаются антидемпинговые меры в законах?

44‑ФЗ регулирует демпинг следующим образом — если при проведении государственных закупок участник снижает цену более чем на 25%, он обязан предоставить обеспечение контракта, в 1,5 раза превышающее указанное в документах на торги, или подтверждает свою добросовестность аналогичными контрактами, которые он успешно реализовал по заявленным ценам.

Федеральным законом 223‑ФЗ не предусмотрено регулирование демпинга, но заказчик имеет право указать в своем положении о закупках ряд антидемпинговых мер.

Можно ли одновременно работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Государственные учреждения могут работать по 44 и по 223-ФЗ. Заказчик вправе принять решение о расходовании денежных средств, полученных не из бюджета, и произвести торги по 223‑ФЗ.

Как различается порядок расчета НМЦ?

Разница между 223 и 44 федеральными законами состоит в том, что по 44‑ФЗ заказчики обязаны обосновать НМЦ, а в 223‑ФЗ они указывают в своем положении о закупках случаи, когда обоснование необходимо. В случае отсутствия у заказчика положения о закупках или если оно не опубликовано своевременно, он должен обосновывать НМЦ согласно требованиям 44‑ФЗ.

На кого не распространяется закон 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 24 сентября

Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам
бесплатно!
Узнать больше

+78612710306
Россия, Краснодарский край, Краснодар
улица им Фрунзе, дом 186/1, литер У-1, помещение 6
/upload/iblock/613/61397484e555e2d222b50992a1d4f534.jpg

На кого не распространяется закон 44-ФЗ: список исключений

11 августа 2020

Шибанов Николай Александрович
11 августа 2020
Практикующий эксперт в сфере закупок

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Суть закона 44-ФЗ
  • Сферу действия закона 44-ФЗ
  • На кого не распространяется 44-ФЗ
  • 5 видов закупок, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ
  • Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения

Людям, занимающимся закупками, нужно четко понимать, на кого не распространяется закон 44-ФЗ, а также в каких ситуациях этот законодательный акт не применим. Вообще, его положениями руководствуются на всех этапах работы: от планирования закупок и определения НМЦК до заключения договора с тем или иным исполнителем.

Однако в ряде случаев нормы закона 44-ФЗ не действуют. И каждому специалисту, работающему в данной сфере, просто необходимо знать как об этих исключениях, так и о всевозможных тонкостях, с ними связанных. Поэтому поговорим об этом более подробно.

Суть закона 44-ФЗ

Закон о госзакупках представляет собой объемный, постоянно корректируемый акт, в котором используется большое количество терминов. Несмотря на сложность данного документа, каждому поставщику нужно представлять себе его содержание и знать, на кого не распространяется 44-ФЗ. Дело в том, что именно в нем устанавливается порядок выбора исполнителей, способы осуществления каждого вида тендеров, принцип заключения, выполнения условий договоров и их расторжения.

На самом деле в данном законе рассматривается значительно больше вопросов, но указанные выше темы представляют основную ценность для заказчиков и исполнителей. Именно их понимание позволяет покупателю найти поставщиков и в дальнейшем выстроить с ними долговременные и выгодные деловые отношения. В противном случае компания может совершить серьезные, даже фатальные ошибки во время проведения закупки.

Суть закона 44-ФЗ

Если кратко изложить принцип проведения тендеров по 44-ФЗ, он выглядит таким образом:

  1. Заказчик, в роли которого выступает государственный орган, размещает извещение, где сообщает о своем намерении закупить определенные ТРУ. Также он публикует всю необходимую для проведения мероприятия документацию.
  2. Поставщик, то есть юридическое, физическое лицо либо ИП, направляет заявку на участие в закупке, указывая в ней параметры предлагаемых ТРУ и свои данные.
  3. Заказчик рассматривает заявки, после чего проводит торги в электронном формате, в процессе которых выбирает наиболее выгодный из предложенных вариантов.
  4. Покупатель и продавец подписывают соглашение через ЭТП.
  5. Поставщик выполняет свои обязательства по контракту, не нарушая зафиксированные в документах сроки и предоставляя услуги необходимого качества. Далее он получает заранее оговоренную сумму за поставленные ТРУ.

Заказчиками на торгах, проводимых по закону 44-ФЗ, являются органы и учреждения, бюджетные организации государственного, муниципального уровня. В роли участника может выступать любое юридическое, физическое лицо, ИП.

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

Права подать заявку на тендер лишены организации, ИП, физические лица, если:

  • они находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства, конкурсного производства;
  • их задолженность превышает 25 % от балансовой стоимости активов;
  • есть судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
  • они были привлечены за дачу взятки к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ не ранее чем за два года до тендера;
  • они внесены в РНП;

Суть закона 44-ФЗ

  • их интересы сталкиваются с интересами заказчика либо другого участвующего в торгах исполнителя – могут также быть близкие родственные связи;
  • они являются офшорной компанией;
  • на них действуют ограничения для участия в подобных мероприятиях, установленные Правительством РФ.

Поставщику необходимо подтвердить, что он может участвовать в госзакупке, не входит ни в одну из перечисленных выше категорий. Если он решил подать заявки на торги, проходящие на разных ЭТП, подтверждение нужно будет предоставить на каждой площадке.

Сфера действия закона 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ начал действовать в 2013 году. Основной задачей, которую преследовали законотворцы при создании данного акта, была полная регламентация системы государственных закупок. Таким образом планировалось расширить возможности для реализации ТРУ, принадлежащих разным субъектам бизнеса, предпринимательства, государственным организациям и объектам естественных монополий.

Сегодня закон 44-ФЗ используется на всех уровнях власти: от федеральных министерств и ведомств и до муниципальных учреждений, таких как сельские клубы и пр.

Поскольку интересующий нас закон должен применяться для всех одинаково, министерство экономического развития подготовило разъяснения по его толкованию и соответствующие письма во время его внедрения и переходного этапа использования, отметив, на кого не распространяется 44-ФЗ. Таким образом был запущен процесс формирования ключевых механизмов проведения тендеров, которые позволяют в точности следовать принципам, установленным в данном акте.

Сфера применения интересующего нас закона закреплена в его первой статье, где говорится, что 44-ФЗ должен использоваться для планирования всех видов закупок федерального, регионального, муниципального уровня. Также он устанавливает принципы определения поставщика при помощи ряда процедур и последующего заключения договоров, выполнения их условий. Помимо этого, нормы 44-ФЗ распространяются на аудит в сфере закупок, контроль соблюдения актуальных законодательных актов, позволяющих добиться прозрачности проведения тендеров.

Но по ч. 2 ст. 1 данный акт может использоваться не во всех случаях – об этом будет сказано далее.

Оговоримся, что для приобретения продукции, произведенной за пределами РФ, закон о госзакупках устанавливает национальный режим.

На кого не распространяется 44-ФЗ

Чтобы понять, на кого не распространяется 44-ФЗ, необходимо сравнить его нормы с установленными в законе 223-ФЗ. На основании первого закона приобретают ТРУ за счет бюджетных средств, тогда как по 223-ФЗ оплата происходит на внебюджетных деньги. Это могут быть доходы покупателя, полученные в процессе законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он имеет право распоряжаться по своему усмотрению.

Сфера действия закона 44-ФЗ

Нормами закона 223-ФЗ руководствуются предприятия, в которых доля государства составляет свыше 50 %. Чтобы организовать торги по данному акту, требуется утвердить специальное «Положение о закупках» – в данном документе фиксируются принципы урегулирования основных вопросов по торгам.

Закон 223-ФЗ является рамочным, то есть общим законодательным актом, в котором прописаны основные положения, но отсутствует жестко установленный принцип действий заказчика. Если «Положение о закупках» не было утверждено, необходимые ТРУ приобретаются на внебюджетные средства на основании закона 44-ФЗ. Дело в том, что в данном акте более подробно прописаны действия заказчика, кроме того, он лишает покупателя полной свободы действий во время торгов.

На кого не распространяется 44-ФЗ? На заказчиков, действующих по закону 223-ФЗ, то есть на компании с долей государства более 50 %, их дочерние организации, а также субъекты естественных монополий. Под последними понимают предприятия нефтегазового сектора, РЖД, пр. Также закон 44-ФЗ не действует на организации, которые осуществляют деятельность в регулируемых сферах, таких как энергетика, водоснабжение. Нередко под 44-ФЗ не подпадают бюджетные учреждения при условии, что они проводят закупки на собственные деньги, гранты, средства субподряда.

5 видов закупок, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ

Данный закон жестко фиксирует взаимоотношения сторон, участвующих в торгах, на всех этапах: от планирования мероприятия до подписания договора с победителем. Поэтому важно понимать, на кого не распространяется 44-ФЗ и в каких случаях его нормы не могут использоваться:

Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения

  1. Приобретение услуг международных финансовых организаций. Предметом торгов считается оказание услуг международными финансовыми учреждениями, образованными на основании международных договоров, в которых участвует Россия. Если наша страна сама заключила международный договор с подобной компанией, то закон 44-ФЗ также не действует.
  2. Закупки, целью которых является защита свидетелей и прокуроров. Речь идет о приобретении ТРУ, позволяющих обеспечить безопасность людей, подлежащих госзащите: прокуроров, следователей, судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжных заседателей, лиц, осуществляющих дознание, представителей ряда внутренних войск МВД.
  3. Покупки для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ. Отметим, что данное правило распространяется на федеральный Госфонд и аналогичные учреждения субъектов России.
    Для случаев приобретения драгоценных металлов и камней с целью пополнения госфондов регионов, в пределах которых они были добыты, закон 44-ФЗ также не имеет юридической силы.
  4. Закупка услуг бесплатного адвоката для граждан. Закон 44-ФЗ не применяется, если орган дознания, предварительного следствия, суд должен предоставить адвоката для защиты по уголовному делу. Аналогичным образом закупаются услуги адвокатов для представления в суде при рассмотрении гражданских либо административных дел. При приобретении таких услуг для оказания населению бесплатной юридической помощи 44-ФЗ не используется.
  5. Некоторые закупки во время выборов. Проведение избирательных компаний предполагает осуществления ряда закупок без опоры на нормы закона 44-ФЗ. Речь идет о приобретении товаров, необходимых для проведения выборов, участковыми, территориальными, окружными избирательными комиссиями либо избиркомами муниципальных образований. Под это правило не подпадают только избирательные комиссии муниципальных образований, имеющие статус столиц или административных центров субъектов РФ. При этом комиссии должны работать в рамках закона РФ о выборах и референдумах. Также закон 44-ФЗ не используется, если избирательные комиссии разного уровня решают пользоваться услугами граждан для выполнения каких-либо работ во время избирательной компании. В любых других ситуациях госзаказчики и исполнители должны отталкиваться от норм 44-ФЗ.

Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения

Закупки автономных учреждений отличаются от других тендеров, так как данная категория организаций имеет возможность проводить подобные мероприятия по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

По ст. 15 закона 44-ФЗ бюджетные и автономные учреждения могут организовывать госзакупки в соответствии с положениями законодательного акта 223-ФЗ, если соблюдаются установленные законом условия. В результате они получают ряд дополнительных возможностей. А именно в законе 223-ФЗ не указано требование обосновывать торги и НМЦК.

Покупки для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ

Однако ошибочно полагать, что подобные организации – это те, на кого не распространяется 44-ФЗ, а все тендеры у них проходят на основании закона 223-ФЗ. В 2020 году автономные учреждения осуществляют закупки только по закону 44-ФЗ, если:

  • ТРУ приобретаются на бюджетные средства, которые направлены на проведение капитальных вложений в объекты государственной/муниципальной собственности;
  • государственные/муниципальные заказчики передали свои полномочия таким организациям.

При использовании любых иных средств автономные организации могут упростить себе задачу, используя для закупки положения закона 223-ФЗ.

Некоторые закупки уже сейчас проводятся по закону 44-ФЗ на основании общих правил осуществления подобных публичных процедур. Данный законодательный акт устанавливает перечень действий заказчиков и не требует составления дополнительного акта, то есть «Положения о запланированных торгах».

Изначально автономные учреждения должны были начать пользоваться законом 44-ФЗ в 2017 году. Однако законопроект не был вынесен на рассмотрение в Государственную Думу. Когда органы власти будут готовы к такому шагу, автономные учреждения перейдут на закон о госзакупках точно так же, как это сделали ранее государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Источник https://www.vbr.ru/biznes/help/44-fz-i-223-fz-v-chem-raznica/

Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/na-kogo-ne-rasprostranyaetsya-zakon-44-fz/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *