Мобильный планетарий как бизнес
Звездное небо издавна вызывало у человека волнующие впечатления. Так как увидеть его величие в большом городе невозможно, для удовлетворения потребности граждан в прекрасном были созданы планетарии. Изначально они представляли собой громоздкие сооружения высотой в десятки метров, но со временем появились и компактные версии, которые можно установить на любой ровной площадке. Сегодня мобильный планетарий как бизнес — это отличная возможность заработать на стремлении людей приобщиться к тайнам Вселенной.
Что такое мобильный планетарий
Классический планетарий предназначен для демонстрации изображений звезд, планет и других астрономических объектов. Посетители располагаются в большом полусферическом куполе, на внутреннюю поверхность которого проецируется картинка. Так как она заполняет все поле зрения, у гостей создается ощущение присутствия.
Строительство и оснащение планетария — дорогое удовольствие. Поэтому подобные заведения встречаются в мегаполисах. Жители остальных городов имеют возможности посещения шоу в мобильном варианте планетария — облегченная конструкцию относительно небольших размеров, которую можно установить как в просторном помещении, так и на улице.
Купол делается из прочной ткани, не пропускающей свет. Его натягивают на легкий каркас или надувают воздухом. Посетителей рассаживают внутри купола прямо на полу на теплых матах, а изображение или видеоролик демонстрируются при помощи проектора высокого разрешения. Длительность шоу — не более 30 минут.
Располагая таким планетарием, предприниматель может привезти его в любое место, собрать максимум за час. В зависимости от размеров купола, внутри мобильного планетария помещается 15–40 человек, а потому такая деятельность превращается в перспективный бизнес.
Виды мобильных планетариев
Технологически данную концепцию можно реализовать разными способами, поэтому существует два типа куполов:
- Каркасные. Собираются на решетчатой основе диаметром 5–15 м, обтянутой тканью изнутри и снаружи. Между слоями создается разрежение, благодаря чему внутренний купол принимает полусферическую форму. Их можно эксплуатировать круглый год, в том числе и на улице. Но вес конструкции достигает 400 кг, а потому для ее перевозки нужен небольшой грузовик, а для сборки — пара монтажников.
- Надувные. Однослойные или двухслойные тканевые купола диаметром около 4–7 м, не имеющие жесткого каркаса. Принимают полусферическую форму из-за нагнетания воздуха внутрь. В помещениях их можно использовать постоянно, а на улице — только в теплый сезон при отсутствии дождя и ветра. Но такие планетарии весят всего 40 кг, устанавливаются одним человеком, а в сложенном виде укладываются в сумку.
Обычные фильмы и видеоролики для мобильного планетария не подходят, поскольку они предназначены для показа на плоских экранах. Чтобы картинка демонстрировалась без искажений и размытия на внутренней поверхности полусферы, ее преобразуют в один из специальных форматов:
- FEPAS. Проецирование фильма осуществляется широкоугольным объективом Fisheye («рыбий глаз»), закрепленным перед проектором. Качество изображения очень высокое, но система стоит более 300000 рублей.
- Зеркальный. Изображение из проектора попадает на сферическое зеркало, которое и отражает его на внутреннюю поверхность купола. Система стоит в два раза дешевле, но картинка немного искажается. К тому же, зеркало легко повредить.
Наконец, есть принципиальные различия и в форматах проведения сеансов. Здесь все зависит от возможности вмешиваться в процесс демонстрации ролика:
- Готовые презентации. Представляют собой фильмы, записанные и смонтированные в студийных условиях. Фактически зритель посещает обычный киносеанс, но благодаря проецированию картинки на полусферу у него создается впечатление присутствия.
- Живые шоу. Это интерактивные презентации, сопровождаемые рассказом ведущего. В самых совершенных версиях используется виртуальная модель пространства, по сути напоминающая симулятор со свободным перемещением персонажа.
Особенности бизнеса, плюсы и минусы
Изначально планетарии преследовали образовательные и просветительские цели, но со временем предприниматели увидели в них коммерческий потенциал. В данном случае именно стремление граждан проводить свой досуг интересно и разнообразно и привело к появлению мобильных версий подобных заведений. Программы планетариев больше уже не ограничиваются астрономией и демонстрацией созвездий: в их репертуар входят ролики о природе, палеонтологии, истории, естествознанию. Есть даже художественные фильмы, предназначенные для показа на полусферическом экране.
Соответственно, контент мобильных планетариев из скучных лекций превратился в настоящее шоу. Кому понравятся такие развлечения:
- Основными посетителями планетария станут дети школьного возраста. Большинство фильмов имеет познавательный характер, что соответствует интересам изучающих окружающий мир подростков.
- Дошкольников тоже может заинтересовать планетарий. Но малышей рекомендуется не пускать на сеансы, а дети старше 5 лет должны быть вместе с родителями. Яркая картинка и громкие звуки могут их испугать.
- Не стоит исключать из числа зрителей взрослых. Сегодня студии выпускают много серьезных фильмов об устройстве живых организмов и Вселенной, черных дырах и темной материи. На такие сеансы приходят все.
Поскольку аудитория мобильных планетариев не имеет ограничений по возрасту или социальному положению, можно предположить, что подобный бизнес станет актуальным в любом городе и в любом обществе. Кроме того:
- Открытие мобильного планетария не требует таких серьезных вложений, как создание другого развлекательного заведения — антикафе, боулинга или бильярдной.
- В России и за рубежом есть много студий, предлагающих ассортимент фильмов для любой аудитории — от дошкольников до пенсионеров.
- Найти оборудование для планетария легко. В отличие от стационарных заведений, здесь используется обычная оргтехника, а сам купол стоит недорого.
- Для работы планетария нужно минимальное количество сотрудников. Обслуживать его предприниматель может и самостоятельно.
- Вследствие небольших накладных расходов достигается высокая рентабельность, а начальные инвестиции даже при средней загрузке окупаются менее чем за полгода.
Несмотря на такие достоинства, в интернете часто можно увидеть объявления о продаже комплектов мобильных планетариев. Это объясняется недостатками, которые начинающие предприниматели забыли учесть:
- Планетарию приходится конкурировать с другими развлечениями, в числе которых 3D-кинотеатры, аттракционы и театрализованные представления.
- Репертуар быстро надоедает зрителям, а за новые фильмы приходится платить. Лицензия на хорошую программу может стоить до двух тысяч евро.
- Из-за информационной перегрузки аудитория становится пассивной и стремится к новым знаниям далеко не так активно, как пару десятилетий назад.
Программы мобильного планетария
Сегодня найти фильмы для мобильного планетария несложно. Как правило, три или четыре ролика производители поставляют вместе с куполом и еще несколько десятков — за отдельную плату. Кроме того, на сайте fulldome.pro есть еще более 300 шоу на любой вкус. Наконец, по простому запросу Google показывает множество студий и объявлений на соответствующую тематику. Логично предположить, что для покупки всех доступных программ нужны огромные деньги, а потому предпринимателю придется поработать над составлением хорошей фильмотеки с учетом ограничения расходов. Что можно сделать:
- Фильмы следует подбирать согласно потребностям аудитории. Школы не допустят показ развлекательных программ, а в ТРЦ зрителей не заинтересуют обучающие.
- Контент для школ можно составлять в соответствии с учебной программой. Если дети сейчас изучают зоологию, можно предложить им фильмы о динозаврах.
- В фильмотеке должны быть ленты разных категорий для разных возрастных групп. Малышам нужны сказочные персонажи, подросткам — зрелищные спецэффекты.
Что же касается тематики фильмов, то здесь выбор огромен. Например, детям дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить программы, в которых какой-нибудь сказочный герой исследует окружающий мир. Есть такие варианты:
- Жизнь и повадки животных, среда их обитания. Это могут быть обычные домашние питомцы, обитатели морских глубин и даже динозавры.
- Основы астрономии. В игровой форме фильмы объясняют, почему светят Солнце и звезды, отчего меняются фазы Луны, как выглядят созвездия и ближайшие планеты.
- Земля. Программы демонстрируют самые удивительные места планеты, долины гейзеров и вулканов, ледники, горные массивы, пустыни и океаны.
- Тайны природы. Существуют фильмы о жизни растений и насекомых, причинах смены дня и ночи, круговороте воды, климате разных регионов.
Ученикам средних классов потребуется более подробная информация. Их кругозор намного шире, поэтому фильмы могут быть специализированными:
- Основы астрономии. Это шоу о возникновении и устройстве Вселенной, жизненном цикле звезд, поисках внеземного разума, появлении Солнечной системы.
- Солнечная система. Программы рассказывают о планетах, их особенностях и размерах в сравнении с Землей, климатических условиях и возможности жизни на них.
- Звезды и мифы. Фильмы объясняют историю возникновения созвездий, показывают устройство мира с точки зрения разных религий.
- Биология. Шоу демонстрируют теорию эволюции, перемещают зрителей во времена динозавров и неандертальцев, раскрывают принципы работы живых организмов.
Старшеклассники, студенты и взрослые зрители полагают, что знают об устройстве мира почти все. Тем не менее, их тоже можно удивить следующими программами:
- Астрономия. Посетителям проводят путешествие к центру Галактики и в отдаленные уголки Вселенной, показывают черные дыры и экзопланеты.
- История. Эти ролики позволяют посетить поля древних сражений, погулять по давно исчезнувшим городам, понаблюдать за строительством пирамид и Колизея.
- Планета Земля. Здесь речь идет о глобальных изменениях климата, самых страшных катастрофах вроде ураганов и извержений вулканов, прочих чудесах природы.
- Биология. Это фильмы о происхождении жизни, невероятных живых организмах, динозаврах, вирусах и бактериях, среде обитания китов и пингвинов.
Документы для мобильного планетария
Мобильный планетарий — это типичный пример малого бизнеса. Поэтому не нужно без необходимости усложнять организационно-правовую форму: в большинстве случаев для работы предпринимателю достаточно создать ИП на режиме налогообложения УСН. Соответствующие коды ОКВЭД можно найти в новой версии классификатора:
ОКВЭД мобильного планетария
59.14 | Деятельность в области демонстрации кинофильмов |
91.01 | Деятельность библиотек и архивов |
Чтобы начать работу, необходимо получить разрешения контролирующих инстанций. Роспотребнадзор должен убедиться, что планетарий не несет угрозы здоровью зрителей, а МЧС — что опасность его возгорания отсутствует. Необходимые для этого документы, как правило, предоставляются поставщиком вместе с куполом:
- сертификат пожарной безопасности;
- гигиенические сертификаты на материал купола;
- руководство по эксплуатации.
Наконец, нельзя демонстрировать фильмы с коммерческими целями без лицензий правообладателя. Такое разрешение выдается на срок от полугода до пяти лет, но лучше оплатить его на 12 месяцев, чтобы не тратить лишние деньги на обновление репертуара. Прокатное удостоверение не требуется, поскольку ролики относятся к познавательным.
Где открывать мобильный планетарий
В отличие от других развлекательных заведений, мобильный планетарий находится в более выгодном положении: если предприниматель ошибется с выбором места, он всегда сможет перевезти купол туда, где клиентов больше. Где лучше искать зрителей:
- Начать формирование клиентской базы стоит с детских садов. Конечно, малыши из ясельной группы не оценят развлечения, но дети постарше — вполне.
- Далее рекомендуется посетить школы. Здесь целевой аудиторией станут все ученики — от первоклашек до выпускников. К тому же, среди уроков сейчас нет астрономии.
- Удачным местом станет торговый центр с проходимостью от 3000–5000 человек в день. На его территории нужна свободная площадь в 30–40 м².
- Летом, когда школы не работают, желательно организовать сеансы в пригородных детских лагерях и на базах отдыха.
- Также в теплый сезон можно установить планетарий в одном из мест отдыха граждан — в городском сквере, возле аквапарка или зоопарка, недалеко от пляжа.
- Если перечисленных вариантов недостаточно, можно организовать выездную работу в учебных и культурных заведениях соседних городков и поселков.
Если предприниматель будет работать не только на улице, но и в помещениях, ему во избежание накладок стоит заранее уточнять характеристики предлагаемой площадки:
- Для установки стандартного пятиметрового купола нужно пространство 6 х 6 м при высоте потолков не менее 3,3 м.
- Неподалеку нужна хотя бы одна розетка. Все оборудование планетария потребляет не более 2 кВт, так что нагрузка на нее будет небольшой.
- Рядом не должно быть источников шума. Купол не имеет звукоизоляции, поэтому все громкие посторонние звуки будут мешать зрителям.
Оборудование мобильного планетария
Первые энтузиасты бизнеса на мобильном планетарии шили купола самостоятельно и подбирали для них оборудование опытным путем. Сегодня это направление превратилось в достаточно распространенный способ заработка. Поэтому на рынке появились фирмы, готовые предоставить новичку любую технику на выбор. В их числе:
planetarik.ru
мобильные-планетарии.рф
ooo-planeta.ru
Чтобы не ограничивать себя проведением сеансов только на улице, предпринимателю стоит предпочесть надувной купол каркасному. Стандартный ряд предлагаемых моделей рассчитан на разное количество зрителей:
- купол 4×2,7 м вмещает 10–15 человек;
- купол 5×3,3 м вмещает 18–22 человека;
- купол 6×3,7 м вмещает 25–30 человек;
- купол 7×4,4 м вмещает 35–40 человек.
Кроме размеров, купола могут отличаться по своим функциональным возможностям. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться планетарий и какие дополнительные опции понадобятся предпринимателю, можно приобрести:
- Базовый купол. Простая двухслойная светонепроницаемая конструкция, оснащенная входом на застежке типа «молния». Устанавливается только в помещениях.
- Трансформер. Вариация базового купола, позволяющая при сохранении диаметра изменять высоту от 2,7 м до 3,2 м, подстраивая ее под разные помещения.
- Универсальный купол. Шьется из ткани, стойкой к воздействию дождя, солнечного света и ветра. Его можно устанавливать на улице в относительно тихую погоду.
- Шлюзовой купол. Оснащается тамбуром, предотвращающим стравливание воздуха из внутреннего пространства во время входа или выхода посетителей.
При покупке планетария у поставщика можно заказать готовый набор или изменить в нем некоторые позиции согласно своим потребностям. Конечно, назвать все необходимые для работы мелочи сложно, но составить список основного оборудования вполне реально. Вот что понадобится для комплектации купола:
- Нагнетатель. Накачивает воздух внутрь планетария и создает внутри избыточное давление, из-за которого купол и принимает сферическую форму. В комплекте с ним поставляются регулятор скорости и воздушные фильтры для защиты от пыли.
- Вакуумный фундамент. Необходим для уличных планетариев. Встроенный в него насос создает разрежение, благодаря которому купол буквально «присасывается» к полу или к асфальту с силой 250 кг и успешно противостоит порывам ветра.
- Сферическое зеркало. Зеркальные системы используются в России намного чаще, чем FEPAS. Зеркала для них делаются из прозрачного полимера и снабжаются подставкой с регулируемыми ножками для настройки. Есть два типа зеркал:
- С внутренним напылением. Отражающий слой находится под акрилом. Такое зеркало не боится царапин, но пластик создает небольшие искажения.
- С внешним напылением. Зеркальный материал наносится снаружи. Картинка получается четкой и красивой, но зеркало легко повредить даже протиркой.
- Проектор. Поскольку поверхность купола имеет большую площадь, для получения детального и контрастного изображения нужно использовать аппарат с яркостью не менее 3000 лм и разрешением хотя бы FullHD, а лучше 4K.
- Акустическая система. Самый простой вариант — это две колонки мощностью 25–40 ватт. Чтобы усилить эффект присутствия, рекомендуется установить в планетарии многоканальную систему 5.1 с сабвуфером.
- Устройство воспроизведения. Для трансляции изображения можно взять медиаплеер или ноутбук. Следует заранее убедиться, что устройство умеет читать используемые форматы видеофайлов и обладает достаточной вычислительной мощностью.
- Подстилочное полотно. Нужно для защиты купола от повреждений и загрязнений при установке планетария на полу, земле или асфальте. Его делают из плотной и непромокаемой ткани, которую несложно постирать.
- Посадочные места. Даже в помещении сидеть на подстилочном полотне холодно и жестко. Потому зрителям нужно предоставить теплые коврики, поролоновые маты, надувные диваны или кресла.
В качестве примера можно привести спецификацию оборудования для мобильного планетария на базе надувного купола диаметром 5 метров:
Оборудование мобильного планетария
Наименование Цена, руб. Кол-во, шт. Сумма, руб. Универсальный купол 5 х 3,3 м 97000 1 97000 Вакуумный фундамент 68900 1 68900 Нагнетатель воздуха 9000 1 9000 Регулятор скорости 2600 1 2600 Воздушный фильтр 800 3 2400 Сумка для купола 1500 1 1500 4К проектор 115500 1 115500 Подставка под проектор 1000 1 1000 Ноутбук 35000 1 35000 Сферическое зеркало 19900 1 19900 Сумка для зеркала 1000 1 1000 Аудиосистема 5+1 26500 1 26500 Раскладной стол для оборудования 15300 1 15300 Источник бесперебойного питания 5200 1 5200 Удлинитель 50 м 2100 1 2100 Лампа для монтажа оборудования 1200 1 1200 Надувное кресло 1500 20 30000 Насос для кресел 1000 1 1000 Подстилочное полотно 3300 1 3300 Надувной космонавт для рекламы 49000 1 49000 Стенд для фотографирования 4800 1 4800 Фотопринтер 7500 1 7500 Фотоаппарат цифровой 13900 1 13900 Баннер с рисунком 3000 4 12000 Автомобиль Renault Kangoo 250000 1 250000 Итого: 775600 Сотрудники мобильного планетария
В экономном варианте для обслуживания надувного купола мобильного планетария и проведения сеансов дополнительные сотрудники не требуются. Предприниматель вполне может самостоятельно установить его в нужном месте, подключить и настроить технику, продать билеты посетителям и начать демонстрацию фильма. Задуматься о привлечении наемного работника или партнера по бизнесу стоит в следующих ситуациях:
- такой человек раньше работал в системе образования и знает руководителей учебных заведений, а потому может упростить процесс проведения переговоров с ними;
- планетарий находится в людном месте, вследствие чего кто-то должен препятствовать входу зрителей на середине сеанса и отгонять от купола потенциальных вредителей;
- сам предприниматель далек от тематики фильмов и не может объяснить посетителям происходящее на экране простым языком.
Как привлечь клиентов в мобильный планетарий
Аудитория мобильного планетария прямо или косвенно охватывает граждан почти всех возрастов. Потому рекламу для него нужно разрабатывать так, чтобы заинтересовать как самих детей, так и их родителей, бабушек и дедушек. Инструменты для этого можно использовать любые, от раздачи визиток до объявлений в Instagram. Главная цель здесь — получить максимальный отклик при небольших расходах. Как привлечь клиентов:
- В первую очередь необходимо познакомиться с директорами всех городских учебных и дошкольных заведений. Можно составить для них коммерческое предложение.
- Планетарий в ТРЦ можно рекламировать с помощью афиш, расклеиваемых на всех остановках транспорта, возле школ и детских площадок.
- В дополнение к афишам полезно раздавать листовки или флаеры. Хорошие места для их распространения — те же школы, торговые центры, центральные улицы.
- Автомобиль для перевозки купола просто необходимо оклеить красочной рекламой с описанием программ планетария и контактными данными.
- В выходной день при работе в ТРЦ один из сеансов можно сделать бесплатным. Всем посетителям нужно раздать рекламные материалы и приглашения на другой фильм.
- Для продвижения в интернете нужно сделать одностраничный сайт с программой и расписанием сеансов. Посетителей привлекают контекстной рекламой.
- В социальных сетях можно создать свою группу или опубликовать объявления во всех городских сообществах, часто посещаемых школьниками или их родителями.
Бизнес-план мобильного планетария
Сколько стоит открыть мобильный планетарий? В таком бизнесе начальные расходы на 90% определяются стоимостью техники, поэтому если предприниматель планирует использовать высококачественное оборудование и к тому же не располагает автомобилем для его перевозки, сумма получится серьезной:
Вложения в мобильный планетарий
Статья Сумма, руб. Регистрация ИП 800 Открытие счета в банке 2300 Оборудование планетария 775600 4 фильма с лицензиями 40000 Печатная реклама 20000 Интернет реклама 30000 Хозяйственные расходы 10000 Итого: 878700 Чтобы определить рентабельность мобильного планетария, нужно выяснить, какую сумму предпринимателю ежемесячно придется тратить на его содержание:
Расходы мобильного планетария
Статья Сумма, руб. Страховые взносы ИП 3400 Банковские услуги 600 Аренда площади в ТЦ 20000 Пополнение фильмотеки 10000 Электроэнергия 10000 Зарплата кассира 20000 Расходные материалы 5000 Сувениры для продажи 12000 Транспортные расходы 15000 Реклама 20000 Хозяйственные расходы 10000 Итого: 126000 Рентабельность мобильного планетария
Теперь можно сказать, выгодно ли открывать мобильный планетарий. Предположим, предприниматель с понедельника по пятницу будет проводить сеансы в школах и детских садах, а по выходным развлекать зрителей в торговом центре. На чем он заработает:
- Сеансы в школах можно организовать с утра. За 4 академических часа планетарий посетят 4 класса по 20 человек. При стоимости билета в 100 рублей выручка составит 8000 рублей, но 20% придется отдать директору за содействие.
- После обеда можно отправиться в садики, где как раз заканчивается тихий час. Здесь сеансы будут короче из-за юного возраста зрителей. Выручка с 4 групп по 15 человек — 6000 рублей, из которых 20% также пойдут в карман заведующей.
- В торговом центре выходным и в летнее время посещаемость составит около 20–25%, но за два выходных дня можно провести еще по 10 сеансов. На них предприниматель заработает за день 5000 рублей.
- Можно делать фотографии зрителей на фоне купола или на смонтированном при помощи компьютера фантастическом пейзаже. При себестоимости в 10 рублей цена снимка составит 100 рублей. По статистике, фото заказывают 60% зрителей.
Наконец, можно организовать продажи звездных атласов, карт и прочих сувениров с наценкой 80–100%. Средний чек на такую продукцию достигает 300 рублей, а количество покупателей — 20% от общего потока посетителей. Итоговая выручка за месяц:
Выручка мобильного планетария
Статья Цена, руб. В день, чел. Дней Сумма, руб. Работа в детских садах 80 80 22 140800 Работа в школах 80 60 22 105600 Работа в ТРЦ 100 50 8 40000 Продажа фотографий 100 30 8 24000 Продажа сувениров 300 10 8 24000 Итого: 334400 Как можно заметить, выручка планетария более чем в два раза превышает накладные расходы. Это позволяет предположить, что вложения в бизнес окупятся довольно быстро:
Рентабельность мобильного планетария
Показатель Значение Выручка, руб. 334400 Расходы, руб. 126000 Прибыль, руб. 208400 Налог УСН 6%, руб. 20000 Чистая прибыль, руб. 188400 Рентабельность, % 149,5 Вложения, руб. 878700 Срок окупаемости, месяцев 4,7 Заключение
Мобильный планетарий — это бизнес прежде всего познавательный и полезный для людей, поэтому его актуальность очевидна. Но новизна впечатлений от него постепенно ослабевает в сознании посетителей. Чтобы сохранять свою выручку на высоком уровне, предприниматель должен постоянно совершенствоваться. Что можно придумать:
- Сувениры — неисчерпаемый источник идей. Можно торговать не только атласами, но и фигурками космонавтов, моделями космических кораблей, брелоками.
- Программу нужно составить так, чтобы мотивировать людей просмотреть несколько разных фильмов на разные темы — познавательных, развлекательных, учебных.
- Саму фильмотеку необходимо регулярно пополнять. Если новые фильмы не будут появляться в репертуаре ежемесячно, люди быстро утратят интерес к планетарию.
- Наконец, нужно постоянно искать новых зрителей. Можно организовать показы на детских праздниках и Днях рождения, городских торжествах и фестивалях.
Автор: Евгений Троцкий Высшее техническое образование, окончил Томский политехнический университет.Один из основателей, совладелец крупнейшей в городе IT-компании. Организатор бизнеса городских квестов по франшизе.Опыт работы: Продажи и обслуживание вычислительной техники. Разработка сайтов, графический дизайн. Дистрибуция, оптовые продажи FMCG, маркетинг товаров. Инвестирование в банковские продукты, Forex и криптовалюты. Ведение сельского хозяйства, растениеводство и животноводство.Увлечения: Строительство и ремонт. Обслуживание и ремонт автомобилей. Хэндмейд, слесарные и столярные работы. Музыка.
Мобильный планетарий как бизнес отзывы
Недалеко от моего дома в Барнауле был планетарий, я очень любил туда заходить после школы. Поэтому когда мой давний друг Алексей в 2010 году рассказал мне, что у него есть собственный планетарий, я сперва просто не поверил. Он рассказал, что это надувной купол диаметром около пяти метров, обтянутый изнутри специальной тканью, на которую проецируется картинка.
Он собирался делать на этом бизнес, а у меня на тот момент уже было, наверное, 18-е рабочее место и 10-й собственный бизнес-проект. Я с 17 лет организовывал какие-то бизнесы: от надомного колл-центра, который в итоге продал, до студии аэрографии. Довольно быстро мне надоедал либо сам бизнес, либо то, что некуда расти и развиваться. Иногда было просто скучно. А планетарий объединял сразу два хобби: кроме моей любви к астрономии, он закрывал еще потребность в путешествиях.
Я получил безвозмездный грант от Центра занятости Барнаула и за 60 тысяч рублей купил собственный купол. Всю необходимую технику собирал сам: что-то заказал из Китая и Америки, что-то купил в России. Алексей рассказал, как это сделать, иначе ошибок было не избежать. До сих пор купол, который он заказал из Китая, его мама использует на даче, чтобы накрывать помидоры, — больше он ни для чего не пригоден.
Билет на 20-минутный сеанс стоил 100 рублей, в очередь выстраивались не только дети, но и их родители и учителя. Нужно было расширяться, и я пригласил Алексея в партнеры, чтобы продавать бизнес «под ключ». После нескольких неудачных встреч с недобросовестными поставщиками мы пошли дальше: наняли швею, технолога и спроектировали собственный купол с облегченной конструкцией.
Почему я не нанимаю друзей и знакомых
С 2012 года мы продали в России и странах СНГ более 100 комплектов оборудования. Наш планетарий стоил 160 тысяч — это дешевле, чем у конкурентов. Бизнес наших клиентов окупался за два месяца.
Через год я решил сам развивать сеть планетариев в России: «с гастролями» мы доехали даже до Дальнего Востока и севера страны. В поисках сотрудников мы давали объявления в газеты, на специализированные сайты по поиску работы и даже в бегущей строке на телевидении. Помню, это называлось «работа мечты»: ты путешествуешь по стране за наш счет и еще зарабатываешь деньги. По сути, именно так оно и было: у людей реально горели глаза.
Фото: архив автора
Тогда же я открыл первый отдел продаж: сперва на дому, это было что-то вроде холодных звонков, по скрипту шесть человек обзванивали школы. Не пошло, а один сотрудник и по совместительству мой давний друг скопировал нашу бизнес-идею и открыл конкурентную сеть планетариев.
Так родилась моя первая заповедь: не нанимать друзей и знакомых. Я отказался от услуг удаленщиков и арендовал офис. Нанял профессионала, очень мотивированного на деньги, через три месяца еще одного, чтобы не замыкать все на одном человеке.
Новое направление
Наши планетарии были одними из немногих, где показывали лицензионный контент. Конкуренты пользовались услугами пиратов: стоимость сеанса у них была ниже, а выбор фильмов — больше. Но мы решили не демпинговать, а взять качеством.
Правда, заполучить контент было непросто: производители фильмов опасались продавать их в Россию, так как они часто попадали в руки пиратам. Тогда мы решили разработать собственную систему дистрибьюции контента, которая была бы защищена от взломов, чтобы доступ к ней можно было продавать мобильным планетариям по всему миру.
Для этого в 2015 мы основали компанию Altair Digital и получили грант 2 млн рублей от Фонда содействия инновациям. Подавались дважды, в первый раз не смогли защитить свой бизнес-план. На самом деле, там довольно много формальностей и еще больше бумаг. Ошибиться не сложно, и поэтому я рекомендую всем подаваться сколько угодно раз, пока не получите свое. Не стоит и рассчитывать на быстрый результат: мы подавались в 2015, а грант получили только в конце 2016 года.
Деньги вложили в создание системы, которая работала по принципу стримингового сервиса: можно оформить годовую подписку от $250 или покупать фильмы по $3-5 за показ. Собственная DRM-система давала возможность напрямую сотрудничать с мировыми студиями, производящими фильмы.
Фото: архив автора
Система передает контент по Wi-Fi без подключения кабеля, что делает взлом практически невозможным. Аналогов в мире до сих пор нет. Благодаря этому в мобильных планетариях, которые подключены к нам, сегодня доступно более 60 фильмов — это максимум для СНГ.
Тогда же я увидел перспективы для платформы в сфере VR. В 2016 году распродал планетарии, и мы начали пробовать себя в модной теме. Производство куполов и продажа бизнеса под ключ, тем не менее, работают до сих пор, и приносят больше дохода, чем digital-часть бизнеса.
Виртуальность в реальность
Идея была проста: мы переводили реальные планетарии в виртуальный мир с помощью VR-очков. 3 млн с продажи куполов я вложил в «допиливание» старой платформы под новую реальность и вернулся к своей давней мечте: сделать франшизу.
Я думал над этим еще со времен планетариев, но тогда так и не смог найти варианты, как контролировать франчайзи, поэтому оставил эту идею. С VR-очками отслеживать показы стало проще простого, и мы запустили «Виртуальную энциклопедию». Теперь в школу не нужно было приносить и устанавливать громоздкий купол планетария.
Франчайзи получает доступ к платформе «Альтаир VR», покупает очки и проводит кинопоказ, во время которого запускает один и тот же фильм сразу на 20-30 устройств. Звук идет из общих колонок, дети слышат друг друга, и это сохраняет преимущества общего просмотра.
О работе с франчайзи
Надо понимать, что работа с франчайзи — это очень ответственно, потому что нанятого по ошибке сотрудника можно уволить, а вот расставаться с франчайзи может быть довольно болезненно. Поэтому я лично провожу собеседование по скайпу с каждым, обязательно с видеосвязью. Где-то четверть претендентов я отсеиваю, еще столько же отсеивают мои сотрудники до меня.
Мы элементарно смотрим на адекватность человека: если он сходу начинает рассказывать, что мы не так ведем бизнес или у нас неправильное ценообразование, то это уже красный флажок. За все время было всего два претендента, которые проявили чудеса настойчивости и после отказа убедили меня изменить свое мнение — я не пожалел. Но это, скорее, исключение.
Фото: архив автора
У нас довольно строгий договор, со штрафами и санкциями, и мы не рекомендуем сильно отходить от предложенной нами бизнес-модели. Один франчайзи уже третий раз перезапускает бизнес, до этого дважды работал по какой-то «своей» схеме, сейчас следует советам и, наконец, начал зарабатывать.
Это, по сути, наша главная задача: мы подталкиваем франчайзи к строительству бизнеса, к расширению, к наемным рабочим, к нескольким комплектам оборудования для одновременного показа. Мы не спрашиваем у них, сколько денег они берут за билет — это почти невозможно контролировать, да и незачем.
Мы получаем 5% от средней стоимости билета по России, это сейчас 228 рублей. Мы вмешиваемся только если цена билета слишком низкая: у такого франчайзи не будет денег на закупку новых фильмов, на оборудование. При цене билета 250 рублей маржинальность — 50-60%, это именно та планка, к которой мы стремимся, что все работало «как надо».
Акселерация
Параллельно мы делали еще один проект: в 2017 на базе все той же DRM-системы выпустили англоязычное приложение «Amazing cinema» для владельцев очков Samsung Gear VR (на долю этого устройства пришлось 70% продаж в 16 году). Фильмы — те же, что и в «Энциклопедии», но адаптированы под очки. В первый же месяц получили 50 тысяч пользователей в магазине Oculus Gear VR store (аналог App Store и Google Play с приложениями для VR-устройств).
Но денег толком не зарабатывали: осознали, что у нас недостаточно знаний для продвижения на глобальном рынке, и пришли во ФРИИ.
Для того чтобы попасть на акселерацию, мы презентовали проект, объясняли, чего мы хотим добиться, почему нам нужна акселерация, чего мы ждем по итогу. Мне показалось, что берут только те команды, которые могут принести реальную пользу миру, как бы пафосно это ни звучало.
Там мы поняли, как правильно встроить в приложение paywall, проанализировали, что происходит на этом рынке, чтобы подобрать оптимальный UX. Тестировали иконки и описание — и одна из концепций выстрелила и принесла нам бешеные скачивания. После этого в магазине Oculus ввели правило, что текста на картинке должно быть не больше 20%. Вот так мы сломали систему благодаря экспертам акселератора.
Под конец акселерации «Amazing cinema» возглавило мировой топ бесплатных приложений для Oculus, его установили на 5% всех устройств. Но тогда же мы поняли, что экономика в B2C не сходится: недешевый контент от дистрибьютора плюс жесткие условия в магазине для разработчиков приложений. В результате решили уйти из магазина Oculus и сосредоточиться на продаже франшизы.
Выход на глобальный рынок
Первый сеанс виртуального планетария провели в Новосибирске в День космонавтики в 2017 году. Это сделало проекту хорошую рекламу, на мероприятие собралась пресса, и франшиза начала быстро продаваться. К концу года у Altair было уже 15 франшиз.
Сегодня у нас уже 67 франчайзи в 12 странах. Но выйти на глобальный рынок в этот раз оказалось непросто. Сперва мы решили продавать за границу свой софт. Первые 12 продаж мы сделали полностью онлайн, запустили рекламу в Google по широчайшей географии. Вложили $6 тысяч, получили $38 тысяч. Но эти продажи были неуправляемые, не было структуры и понимания, как это поставить на поток.
В это же время увидел, что у ФРИИ открывается программа Go Global, как раз по нашей теме. И с июня этого года мы зашли на акселерацию. Я привозил IT-директора, маркетолога, директора по продажам из Новосибирска, и мы вместе работали над тем, чтобы найти свою ЦА и каналы доставки информации.
Фото: архив автора
Первое, что мы сделали во время акселерации, — стали продавать франшизу, а не софт. Нам объяснили, что у нас достаточно сил, чтобы не создавать новые сущности как «бизнес под ключ», «софт для бизнеса». Это было большим шагом вперед.
Сейчас у нас два отдела продаж: российский и международный, и два отдела маркетинга. Я считаю, что если есть возможность идти на глобальный рынок — надо идти, и чем быстрее, тем лучше. Некоторые ждут, пока бизнес в России, встанет «на рельсы» — это бесполезно, ты все равно не сможешь применить российскую модель за границей.
Нужно изучать рынки, самому говорить с клиентами, без вовлечения топ-менеджмента ничего не получится. Если честно, выход на глобал — это как строить новую компанию с нуля: очень сложно, но очень интересно.
Сейчас у нас в команде уже несколько нейтивов: есть носители арабского, хинди, испанского, португальского, сейчас ищем индонезийца. С англоговорящими проблем нет — их на рынке довольно много.
Могу сказать, что мы нащупали управляемые каналы: продали франшизы в индийский Дели за €10,5 тысяч и в Оман за €20 тысяч (с покрытием всей страны), прошла сделка со STEM-центром в Ирландии на €9 тысяч.
Наша задача — к концу года довести 67 представительств до 90, а выручку до $1 млн. В следующем году планируем получить 300 франшиз. Сейчас заключаем договор с Малайзией (чек €228 тысяч), на подходе Доминиканская республика (€50 тысяч).
Сейчас в Altair digital работаем над собственным контентом для платформы, планируется, что дети смогут взаимодействовать друг с другом во время просмотра фильма: вместе собрать молекулы или атомы в цепочку, расставить планеты вокруг солнца, сконструировать ракету.
Это стало возможным после того, как команда Antilatency, с которой мы познакомились в акселераторе, выпустила продукт, который позволяет дешево трекать, что происходит внутри виртуальной реальности. Мы очень долго ждали, когда на рынке появится что-то подобное. Я уверен, что такой интерактив увеличит средний чек франчайзи минимум вдвое.
В чем секрет успеха?
Наверное, в философии стартапа: раньше я постоянно открывал новый бизнес, а тут, не прекращая, обновляю один и тот же, ищу новые пути развития, это не наскучивает, держит в тонусе.
Были сложные моменты. Например, когда переходили с планетариев на VR: все деньги, которые только можно было достать, вложили в разработку, и буквально ели дошираки, хотя до этого бизнес приносил неплохие деньги — это было очень сложно. И при этом мы не знали, взлетим или нет. Взлетели.
Во многих книжках про успешный успех пишут, что нужно визуализировать свою цель, понимать, к чему идешь. Это очень здорово, только почему-то мало где пишут, что нужно работать, не разгибая спины, буквально, по 16 часов в день 6 дней в неделю.
Когда у меня была крупнейшая сеть планетариев, я мог себе позволить работать по пару часов: все было настроено. Сейчас, во время выхода на глобальный рынок, я работаю с раннего утра до позднего вечера. И не собираюсь останавливаться.
Источник https://ktovdele.ru/mobilnyj-planetarij-kak-biznes.html
Источник https://rb.ru/opinion/altair-digital/