Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче Поделиться Facebook -> Twitter -> Youtube -> Telegram -> VK Youtube -> Telegram ->

Содержание

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Перфильев Анатолий

Под влиянием геополитического кризиса объем нового бизнеса в 2022 году сократился на 13% относительно 2021-го. Текущая ситуация, обострившая проблему дефицита предметов лизинга, оказала более негативное влияние на рынок, чем пандемия в 2020 году, когда объем нового бизнеса снизился всего на 5%. При этом сжатие корпоративных сегментов в прошлом году составило 31%, в то время как розничные сократились только на 8%. Объем нового бизнеса корпоративных сегментов опустился до минимального за последние шесть лет уровня, что обусловлено существенным влиянием санкций на отрасль воздушных и водных перевозок. Так, объем нового бизнеса в авиализинге сократился на 61%, а в сегменте морских и речных судов – на 46%. Лизинг железнодорожного транспорта, остающегося основным средством экспортирования природных ресурсов, показал снижение объема нового бизнеса лишь на 1%.

В розничных сегментах основное снижение нового бизнеса показал лизинг легковых автомобилей (-27%). Вместе с этим поставки грузовых автомобилей из Китая поддержали сегмент лизинга грузовиков, объем которого вырос на 11%. В целом, несмотря на снижение объема автолизинга на 7%, его доля в новом бизнесе с 2019 года показывает стабильный рост и по итогам 2022-го увеличилась с 47 до 49%. Положительная динамика объема нового бизнеса сохраняется в сегменте строительной техники, рост которого по итогам прошлого года составил 5%. Сегмент оборудования для нефте- и газодобычи, которое сильно зависит от поставок импортной техники в части добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов, сократился на 63%. Строительство, стимулируемое мерами господдержки, сохраняет устойчивые темпы развития (прирост объемов строительства в 2022 году составил 5,2%, по данным Росстата) и обуславливает необходимость в новой технике, в т. ч. поставляемой из азиатских стран.

Максим Калинкин

Максим Калинкин,
генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг:

«На примере компании «Автодор-Лизинг» видим повышенный спрос подрядных организаций в сфере дорожного строительства именно к продукции азиатских производителей. Да, есть определенные шероховатости, но это этап становления и пересмотр привычных, ранее действующих условий».

Объем лизингового портфеля по итогам 2022 года вырос на 5%, что сравнимо с динамикой 2020-го, и составил 6,75 трлн рублей. Снижение темпа роста портфеля относительно 2021 года обусловлено падением объемов нового бизнеса, досрочным расторжением ряда крупных сделок, а также переформатированием договоров лизинга самолетов и водных судов в другие виды финансирования, что привело к сокращению сегмента авиатранспорта в структуре портфеля с 14 до 7%, а водных судов – с 10 до 7%. Грузовой транспорт и строительная техника, показавшие основной рост нового бизнеса в 2022 году, увеличили свои доли в совокупном лизинговом портфеле с 13 до 18% и с 7 до 9% соответственно.

Лидирующую позицию по объему нового бизнеса за 2022 год заняла ГК Газпромбанк Лизинг, показав максимальный по рынку прирост к 2021-му (+83%) и нарастив портфель на 87%. ГК Альфа-Лизинг с учетом приобретенной компании «Эксперт-Лизинг» (16-е место на 01.10.2022) поднялась с 6-й на 2-ю строчку, показав рост нового бизнеса на 54%. Лидер 2021 года, ГК Сбербанк Лизинг, объем нового бизнеса которого сократился на 29%, занял 3-е место. В 2022 году отрицательную динамику бизнеса показала значительная часть рынка – около 73% участников, среди которых преобладают небольшие и средние компании. Подобная ситуация привела к росту концентрации бизнеса на крупных лизингодателях: доля топ-10 компаний в объеме нового бизнеса за 2022 год увеличилась с 63 до 75%. Указанная тенденция также обусловлена преобладанием среди крупнейших лизингодателей компаний, принадлежащих банкам, которые единственные нарастили объемы бизнеса (в среднем +8%). На фоне общего сжатия лизингового рынка доля банковских «дочек» в новом бизнесе выросла с 52 до 62%. На концентрацию рынка также сильное влияние оказал уход из России иностранного бизнеса, который стал активно продавать свои лизинговые компании. Так, инвестиционная группа «Инсайт» в конце 2022 года приобрела компанию «Сименс Финанс», а другие иностранные лизинговые компании в настоящее время также находятся в стадии продажи. Таким образом, с учетом имеющихся тенденций агентство не исключает в среднесрочной перспективе новых сделок по покупке иностранных компаний.

Максим Гончарук

Максим Гончарук,
генеральный директор ООО «ДельтаЛизинг» (входит в инвестиционную группу «Инсайт») :

«Группа «Инсайт» сохранила целостность команды и операционной модели, компания продолжает развитие бизнеса с фокусом на индустриальный сегмент, где и мы, и «Инсайт» однозначно намерены вернуться в лидеры».

Согласно проведенному анкетированию, количество заключенных лизинговых сделок за прошлый год сократилось на 20%, составив порядка 340 тыс., и тем самым впервые с 2015-го показало отрицательную динамику. При этом второй год подряд отмечается рост средней суммы сделки, что помимо инфляционной составляющей обусловлено подорожанием предметов лизинга вследствие усиления дефицита техники на фоне геополитического кризиса. Число лизингополучателей у компаний, входящих в топ-20 рынка, показало прирост в среднем на 10%, в то время как небольшие лизингодатели преимущественно отмечали сокращение своей клиентской базы (в среднем на 6%). Подобная ситуация наблюдается в кредитовании банками малого и среднего бизнеса. У МСБ отмечается миграция заемщиков в более крупные банки, на топ-30 которых на 01.01.2023 пришлось порядка 90% портфеля кредитов малому и среднему бизнесу против 86% годом ранее.

С умеренным оптимизмом

Агентство в базовом сценарии на 2023 год прогнозирует умеренный рост нового бизнеса в пределах 10%. Драйвером лизингового бизнеса останутся розничные сегменты, востребованные малым и средним бизнесом, который в условиях трансформации рынка будет стимулироваться переориентацией логистических цепочек на дружеские страны, осваиванием ниш ушедших из России иностранных компаний, а также инфляционным фактором. Так, доля малого и среднего бизнеса в структуре нового бизнеса стабильно растет с 2018 года и по итогам 2022-го достигла максимального исторического уровня в 71%. Основными сегментами здесь являются лизинг легковых автомобилей, грузового транспорта и строительной техники. В настоящее время рынок легковых автомобилей продолжает показывать слабую динамику. Повлиять на продажи могут поставки машин в рамках параллельного импорта, которому способствуют законодательные инициативы правительства. Рынок грузового транспорта и строительной техники характеризуется более высокой деловой активностью, поддерживаемой его вовлеченностью в экономические процессы. Строительный сектор будет стимулироваться продлением льготных программ и реализацией инфраструктурных проектов, китайская техника продолжит экспансию на российский рынок. Объем международных перевозок может увеличиться за счет их переориентации на восточное направление и роста товарооборота со странами Азии. Корпоративные сегменты останутся под давлением геополитических санкций, при этом положительную динамику и значимые объемы нового бизнеса из них может сохранить лизинг ж/д техники за счет реализации государственной инвестпрограммы объемом более триллиона рублей и ряда правительственных инициатив по стимулированию экспорта.

Вячеслав Спиров

Вячеслав Спиров,
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»:

«Одним из факторов, влияющих на развитие рынка, станут национальные проекты. На наш взгляд, продолжит рост инфраструктурное строительство, что со своей стороны поддержит сегмент лизинга спецтехники».

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования провело анкетирование более 100 лизинговых компаний с тем, чтобы определить ожидания рынка по темпам роста нового бизнеса в 2023 году и основные пути достижения поставленных целей. Агентство выделило кластеры лизингодателей в зависимости от их размеров: крупные (топ-40 рэнкинга по объему нового бизнеса), средние (40–80-е места) и небольшие (ниже 80-й строчки). Наиболее оптимистично на 2023 год настроены крупные компании, 44% которых ожидают роста свыше 25% и еще 17% закладывают динамику 15–25%. Средние компании ожидают умеренной динамики: 36% респондентов указали темп роста 5–15%, порядка 27% опрошенных – 15–25%. Небольшие компании, нацеленные на удержание клиентской базы за счет повышения их лояльности, настроены более пессимистично: 33% респондентов закладывают рост бизнеса в пределах 5%, еще 14% ожидают динамики 5–15%. Основными путями достижения поставленных целей респонденты указывают развитие продуктовой линейки и расширение географии присутствия. Кроме того, крупные компании планируют активно участвовать в субсидируемых программах и выстраивать партнерские взаимоотношения с поставщиками предметов лизинга. Лизингодатели среднего размера планируют уделить внимание перестройке и оптимизации бизнес-процессов, а также повышению уровня их автоматизации.

Антон Василенко

Антон Василенко,
генеральный директор ООО «Совкомбанк Лизинг»:

«В части продвижения дополнительной линейки, как нам кажется, следует совместно с партнерами и страховыми компаниями развивать продукты, которые сменят гарантии на транспортные средства после ухода брендов».

Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ССЫЛКЕ

Приложение 1. Объем и динамика рынка

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2022 года

Место по новому бизнесу Наименование ЛК ИНН Рейтинг кредито
способности
агентства
«Эксперт РА» на 01.03.23
Объем нового бизнеса за 2022 г., млн руб. Темпы прироста нового бизнеса за 2022 г., % Сумма новых договоров за 2022 г., млн руб. Объем лизингового портфеля на 01.01.23, млн руб.
01.01.23 01.01.22
1 2 Газпромбанк Лизинг (ГК)* 7728294503 417 050 83 650 798 864 941
2 6 Альфа-Лизинг (ГК)** 7728169439 185 174 54 316 628 411 708
3 1 Сбербанк Лизинг (ГК) 7707009586 178 649 -29 288 244 858 713
4 3 ВТБ Лизинг 7709378229 ruAA- 174 246 -11 339 353 627 080
5 4 ЛК «Европлан» 9705101614 134 055 -12 н/д 262 305
6 9 Балтийский лизинг (ГК) 7826705374 ruA+ 107 190 17 160 625 163 918
7 5 Государственная транспортная лизинговая компания 7720261827 90 198 -29 171 552 1 129 309
8 8 РЕСО-Лизинг 7709431786 ruA+ 71 273 -22 117 524 151 435
9 7 ПСБ Лизинг (ГК) 7722581759 68 205 -35 105 035 256 553
10 11 Росагролизинг 7704221591 ruAA- 67 359 69 99 779 167 331
11 18 ЛК Эволюция 9724016636 32 585 34 50 571 41 114
12 15 Интерлизинг 7802131219 ruA- 31 699 14 49 075 52 867
13 19 Универсальная лизинговая компания 2721084628 31 406 33 52 285 58 349
14 17 Совкомбанк Лизинг 7709780434 ruAA- 28 976 5 45 129 50 013
15 24 Восток-Лизинг 1644031715 19 942 4 29 533 29 730
16 30 УралБизнесЛизинг 1835061171 17 552 29 28 582 34 026
17 16 Мэйджор Лизинг 5024093363 16 837 -39 26 097 38 976
18 10 ДельтаЛизинг 2536247123 15 389 -80 19 028 100 621
19 29 РЕГИОН Лизинг 7730650445 14 261 -10 23 868 50 248
20 26 Элемент Лизинг 7706561875 ruА 13 809 -24 19 901 17 091
* Включает показатели компании «Каркаде».
** Включает показатели компании «Эксперт-Лизинг».

Источник:«Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 2. Индикаторы развития рынка

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 742 1 095 1 310 1 500 1 410 2 280 1 980
Темпы прироста (период к периоду), % 36,1 47,5 19,6 14,5 -6,0 61,7 -13,2
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 150 1 620 2 100 2 550 2 040 3 370 3 209
Темпы прироста (период к периоду), % 38,6 40,9 29,6 21,4 -20,0 65,2 -4,8
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, % 62,2 63,5 71,2 66,0 64,9 63,2 75,4
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 790 870 1 050 910 1 060 1 595 2 029
Темпы прироста (период к периоду), % 0,1 0,1 20,7 -13,0 16,5 50,5 27,2
Объем профинансированных средств, млрд рублей 740 950 1 300 1 250 1 330 2 130 2 212
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 3 200 3 450 4 300 4 900 5 170 6 450 6 750
Темпы прироста (за период), % 3,2 7,8 24,6 14,0 5,5 24,8 4,7
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд рублей 86 044 92 082 103 627 109 362 106 607 131 015 127 740
Доля лизинга в ВВП, % 0,9 1,2 1,0 1,4 1,3 1,7 1,6

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 3. Структура рынка по видам имущества

Виды имущества Доля в новом бизнесе за 2022 г., % Доля в новом бизнесе за 2021 г., % Темпы прироста нового бизнеса, % Доля в лизинговом портфеле на 01.01.23, %
Грузовой автотранспорт 29,1 22,8 10,8 17,6
Легковые автомобили 17,1 20,2 -26,5 10,1
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 16,0 13,3 4,5 9,3
Железнодорожная техника 12,3 10,7 -0,8 27,3
Сельскохозяйственная техника и скот 5,2 4,0 12,2 4,0
Авиационный транспорт 3,2 7,2 -60,9 7,0
Автобусы и троллейбусы 2,6 2,6 -14,8 2,4
Суда (морские и речные) 2,4 3,8 -46,0 6,6
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,2 2,2 -12,5 1,7
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 1,8 4,4 -63,4 4,8
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,3 1,5 -23,6 0,9
Недвижимость (здания и сооружения) 1,2 0,6 70,8 3,5
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 0,8 0,6 7,5 0,9
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов 0,4 0,5 -24,2 0,4
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,4 0,4 -19,2 0,2
Оборудование для ЖКХ 0,4 0,3 -8,3 0,2
Энергетическое оборудование 0,3 0,5 -52,8 0,4
Деревообрабатывающее оборудование 0,2 1,0 -84,9 0,2
Полиграфическое оборудование 0,1 0,2 -66,4 0,1
Прочее имущество 3,0 3,2 -12,8 2,4

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Приложение 2. Интервью

Максим Калинкин, генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг

Наши клиенты достойно выдержали все трудности и изменения 2022 года

Максим Калинкин, генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг

— Как бы вы охарактеризовали динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 2022 году? Что можете выделить в качестве основных достижений? Каких планов и целей не удалось достигнуть?

— По итогам 2022 года Группа Газпромбанк Лизинг побила исторический рекорд. Объем нового бизнеса достиг почти 500 млрд рублей, рост составил 83%. Такого никогда не было ни у нас, ни в целом по рынку (по нашим наблюдениям). Группа заключила почти 65 тыс. новых договоров лизинга, что говорит об актуальности нашего инструмента и доверии к бренду. Лизинговый портфель вырос на 87% к 2021 году и достиг 865 млрд рублей. Медленно, но верно мы подходим к нашему первому триллиону.

В числе основных достижений группы необходимо выделить тот факт, что мы ни на один день не остановили финансирование. Наши клиенты даже в I квартале 2022 года оперативно получали финансирование проектов. Да, были проблемы с логистическими цепочками, приходилось срочно перестраивать внутренние и внешние процессы, но мы справились. Команда лидеров Группы Газпромбанк Лизинг действует проактивно и в интересах бизнеса как клиента, так и своего. Поэтому все наши планы и цели были достигнуты. Какие-то проекты по запуску новых продуктов и сервисов мы просто сместили вправо, так как экономический ландшафт кардинально изменился.

Резюмируя, к своему 20-летнему юбилею, который празднует Газпромбанк Лизинг в этом году, мы подошли с достойными результатами.

— Каких темпов роста бизнеса компания ожидает в 2023 году? Какие сервисы и услуги планируется развивать в целях увеличения доходности? Какие факторы и условия, по-вашему, будут способствовать развитию этих сервисов и услуг?

— В 2023 году мы планируем улучшить результаты группы. Продолжим региональную экспансию, также вернемся к разработке тех сервисов и услуг, которые в 2022 году сдвинули вправо. При это будем смотреть на внешние условия. Сейчас рынок быстро меняется и нужно успевать подстраиваться под эти изменения. Удовлетворение потребностей клиентов, быстрое и качественное предоставление услуги – то, что сейчас нужно.

— Какие перспективы развития вы видите у лизинга недвижимости, в т. ч. для ФЛ? Ожидаете ли вы заключения крупных сделок в лизинге недвижимости в 2023 году? Клиенты из каких сфер являются основными лизингополучателями недвижимости?

— Перспективы развития сегмента лизинга недвижимости для физлиц без решения вопроса с НДС пока трудно назвать оптимистичными. А вот финансирование программ юрлиц вполне возможно, и мы уже реализуем такие проекты в Западной Сибири. Речь идет о лизинговом финансировании под ключ ЖК или общежитий, которые работодатели в дальнейшем передают своим работникам в социальный наем на срок от трех до десяти лет. В целом по итогам 2022 года объем нового бизнеса в сегменте недвижимости компании увеличился в 29 раз по сравнению с 2021-м и составил 29,5 млрд рублей. Это чуть более 5% в общем объеме нового бизнеса группы.

Мы, конечно, продолжим наращивать свое присутствие в сегменте, так как выявленная потребность превышает предложения на лизинговом рынке. Не так просто работать с недвижимостью на самом деле, а наша команда является экспертом в данной области с отработанной практикой. Поэтому, уверен, мы реализуем в этом году еще несколько крупных проектов.

— Насколько по опыту вашей компании производителям из дружественных стран удается заместить ушедшие бренды? Устраивает ли лизингополучателей качество продукции и уровень сервисного обслуживания азиатских производителей?

— В отношении азиатских и прочих дружественных производителей для наших лизингополучателей да и рынка в целом опыт взаимодействия не новый. Сформированные ожидания чаще всего меняются в положительную сторону: учитываются востребованность к росту качества и сервиса, политика свободного и открытого рынка, внутренняя конкуренция между производителями, повышенный интерес к нашему рынку.

На примере компании «Автодор-Лизинг» видим повышенный спрос подрядных организаций в сфере дорожного строительства именно к продукции азиатских производителей. Да, есть определенные шероховатости, но это этап становления и пересмотр привычных, ранее действующих условий. Время расставит все на свои места. Какого-то негатива или отторжения сервиса и продукции мы явно не наблюдаем. Динамика изменений рынка и условий работы в нем заставляет покидать зону комфорта, при этом позволяет находить новые возможности развития.

— С какими сложностями пришлось столкнуться лизинговым компаниям при работе с новыми поставщиками в 2022 году? Можно ли говорить, что процессы переориентации на новых поставщиков и создания логистических цепочек завершены? Если нет, то что еще предстоит лизинговым компаниям сделать в 2023 году?

— Конечно, еще рано говорить о полном закрытии потребностей российского бизнеса техникой – легковой, грузовой или специализированной. В отношении импортного оборудования вопрос стоит еще более остро.

Спрос пока превышает предложение, а основные сложности связаны с юрисдикцией страны производителя. Приходится изучать, где-то подстраиваться под новые обстоятельства поставок. Сейчас сложился достаточно уникальный рынок поставщиков, и лизинговая компания вынуждена грамотно балансировать между ценой предмета лизинга и конечной доходностью. Процесс переориентации совершенно точно еще не завершен. Мы постоянно в поиске новых поставщиков, как и наши клиенты. Китайские бренды в 2022 году уже составили порядка 30% нового бизнеса Группы Газпромбанк Лизинг. Как будет дальше, посмотрим.

— Как вы оцениваете влияние геополитической ситуации на платежеспособность, деловую активность и предпочтения лизингополучателей? Каким видите качество лизингового портфеля группы в целом на конец 2023 года?

— Наши клиенты достойно выдержали все трудности и изменения 2022 года, в срок выполняли платежные обязательства перед компаниями группы. Глобальной реструктуризации не было, в единичных случаях мы предоставляли лизинговые каникулы предприятиям МСБ на срок от одного до трех месяцев. Также наблюдали искусственную, скажем так, дефолтность клиентов, которую они объявляли из-за скачков в ценообразовании на предметы лизинга. Что касается деловой активности и предпочтений, то, конечно, они сильно изменились в розничном направлении: акцент с легкового сегмента сместился на грузовой, специализированный и строительный виды транспорта. В крупном корпоративном направлении сильных изменений не наблюдалось.

Если не реализуются какие-то новые стрессовые сценарии для бизнеса, принимая текущую ситуацию в качестве некоей константы, наша риск-политика не изменится. Это означает, что качество лизингового портфеля группы останется на прежнем, одном из самых высоких уровней на рынке лизинга.

— Каких темпов роста лизингового рынка ожидает компания в 2023 году? Что этому будет способствовать и каких основных угроз бизнесу можно ожидать? В каких сегментах можно ожидать положительной, а в каких негативной динамики?

— В 2023 году мы ожидаем небольшого, но положительного роста объемов рынка лизинга. Начатые в 2022 году процессы по выстраиванию новых логистических цепочек, запуск строительства крупных инфраструктурных проектов, перезагрузка работы с поставщиками и отечественных производств дадут свои плоды, безусловно. Положительная динамика будет наблюдаться практически по всем сегментам, кроме авиационного и судоходного, думаю.

Максим Гончарук, генеральный директор ООО «ДельтаЛизинг» (входит в инвестиционную группу «Инсайт»)

Максим Гончарук, генеральный директор ООО «ДельтаЛизинг» (входит в инвестиционную группу «Инсайт»)

— Чем стал для вас 2022 год? Как оцениваете влияние геополитической ситуации на развитие бизнеса вашей компании?

— Никого не удивлю, если скажу, что 2022 год был сложным. Геополитическая ситуация оказала очень интенсивное влияние на трек развития нашей компании, привела сначала к остановке бизнеса на полгода, а далее к смене собственника и ребрендингу. Для нас это не новый опыт, в 2011-м мы уже осуществили переход от американских акционеров к немецким, а сейчас впервые за свою историю находимся полностью в российском правовом поле, российский рынок всегда был прибылен для иностранных партнеров, и других причин для отказа от него, кроме геополитических, не было. Можно сказать, что мы были одной из немногих компаний с иностранным капиталом на рынке, которая преодолела такой путь с минимальными потерями, в первую очередь благодаря опыту и умению команды работать в сложных ситуациях, в т. ч. поддержке нового владельца – инвестиционной группы «Инсайт».

— Как компания пережила временную остановку бизнеса и удалось ли реанимировать его?

— В марте 2022 года мы прекратили финансировать новые сделки и осуществляли только поддержку действующих клиентов. Для всей команды это было скорее эмоционально тяжело, чем финансово. Были разработаны дополнительные меры поддержки команде продаж и ключевых функций.

В сентябре 2022 года новым собственником компании стала инвестиционная группа «Инсайт», и практически сразу мы перезапустили бизнес. Сначала ощущалось проседание, но трех месяцев оказалось достаточно, чтобы сориентироваться, и уже в январе 2023-го мы увидели первые результаты выбранной стратегии.

Безусловно, окрыляла нас и мощная поддержка от клиентов, которые нас ждали. Мы получили много теплых слов и историй, когда клиент, несмотря на возможность работать с конкурентом, выбирает нас, в т. ч. потому, что рад нашему возвращению.

Такие случаи вдохновляют нас работать, делать качественный сервис, потому что в нашем бизнесе профессионализм, компетентность и выстраивание эффективных отношений – это краеугольный камень успеха.

— Что дала смена собственника и бренда? Как собственник влияет на бизнес компании «ДельтаЛизинг», что поменялось – стратегия, сотрудники?

— Инвестиционная группа «Инсайт» – это партнер, который поддерживает многие наши решения и вместе с нами верит в высокий потенциал команды. Нам удалось сохранить ДНК компании – 90% сотрудников, в т. ч. и управленческую команду в полном составе. Группа «Инсайт» сохранила целостность команды и операционной модели, компания продолжает развитие бизнеса с фокусом на индустриальный сегмент, где и мы, и «Инсайт» однозначно намерены вернуться в лидеры.

— Опишите стратегию развития вашей компании в среднесрочной перспективе. Какие направления будут приоритетными? Как планируется перестраивать основные бизнес-процессы?

— Нашим основным фокусом остается сегмент лизинга промышленного оборудования, один из самых сложных на рынке. С учетом всех событий прошлого года мы чувствуем и дополнительную ответственность, так как помогаем бизнесу создавать индустриальный фундамент российской экономики в частном секторе.

Наши клиенты знают, что мы умеем финансировать все, что им нужно, готовы быть гибкими и работать по принципу единого окна, что и обеспечивает нам необходимый уровень диверсификации, но на 65–70% мы будем формировать наш портфель за счет лизинга различного спектра промышленного оборудования, в т. ч. за счет крупных, сложных, многоэтапных сделок, включая востребованный в настоящий момент лизинг прямых импортных контрактов.

Безусловно, мы продолжаем инвестировать в эффективность, а значит, в оптимизацию и цифровизацию бизнес-процессов. Наша цель – создать такой клиентский сервис, где человеческие отношения подкреплены удобным и выгодным для обеих сторон цифровым сотрудничеством.

— Каких темпов роста бизнеса компания ожидает в 2023 году? Какие сервисы и услуги планируется развивать в целях увеличения доходности? Какие факторы и условия, по-вашему, будут способствовать развитию этих сервисов и услуг?

— Цель на 2023 год и проста, и сложна одновременно. С одной стороны, с учетом потребности в привлечении внешнего фондирования мы трансформируем многие бизнес-процессы, опять открываем кредитные линии, обновляем свой кредитный рейтинг и строим планы по дальнейшим возможностям привлечения финансирования, с другой стороны, в 2023-м мы нацелены на быстрый и уверенный темп роста нового бизнеса по сравнению с прошлым годом.

В общем тренде развития сервисов мы всегда отталкиваемся от потребности клиента. Если дополнительная услуга может повысить ценность того, что мы предлагаем рынку, и востребована, то она нам интересна, но сервис ради сервиса мы не планируем. Как правило, дополнительные сервисы не всегда прозрачны и действительно нужны, соответственно, если мы не чувствуем, что клиенту это ценно, мы за это не берем деньги.

— Как вы оцениваете перспективы развития рынка лизинга в индустриальном сегменте? Какими будут основные его драйверы?

— Сейчас мы наблюдаем реальный сдвиг в сторону развития импортозамещения. Санкционное давление на нашу страну в 2022 году повлекло существенную перестройку логистических цепочек поставок не только оборудования, но сырья для многих наших клиентов, и на данном фоне мы видим рост активности инвестиций бизнеса в локализацию производств, направленных на сырьевую безопасность. Мы отмечаем подобные проекты в производстве полимеров, упаковки, продуктов питания, химии и пр. Стоит отметить, что зачастую проекты высокотехнологичны, и развитие новых, порой уникальных компетенций в области высоких технологий, безусловно, позитивно будет сказываться на росте объемов бизнеса наших клиентов.

— Насколько по опыту вашей компании производителям из дружественных стран удается заместить ушедшие бренды?

— Ситуация неоднозначная. В некоторых отраслях замещение пока не удалось, например, в полиграфии в части офсетных печатных машин. А в других – никаких изменений, просто потому что такой потребности не возникало, например, в производстве мебели.

Но многие отрасли показали позитивный результат замещения, и производители из дружественных стран заметно укрепляют свои позиции, завоевывая все большую долю рынка, например, в металлообработке. Российские производители также получили дополнительный толчок для развития. Где-то, безусловно, помогает параллельный импорт.

Также достаточно результативным можно назвать замещение в направлении специальной строительной техники и грузового транспорта, но опять же с оговорками. И, конечно же, всем участникам лизингового рынка ситуация с дефицитом легкового транспорта хорошо известна – здесь рано говорить об успехах.

— Устраивает ли лизингополучателей качество продукции и уровень сервисного обслуживания азиатских производителей?

— Оборудование от азиатских производителей всегда пользовалось заметным спросом у наших клиентов, поэтому мнение подкреплено опытом. Кроме того, азиатские производители на рынке РФ представлены преимущественно российскими компаниями-дилерами с собственными сервисной и логистической службами. Они уже обладают значительным опытом и достаточно быстро адаптируются к новому ассортименту в своем направлении, качество продукции постоянно растет. В целом картина более чем позитивная.

— С какими сложностями пришлось столкнуться лизинговым компаниям при работе с новыми поставщиками в 2022 году?

— Количество поставщиков не уменьшилось, некоторым пришлось сменить название или ассортимент, но мы работаем с теми же профессиональными командами, которые адаптируются под все новшества, и любой квест, даже на таком сложном участке, как поставка оборудования, легко решается.

— Можно ли говорить, что процессы переориентации на новых поставщиков и создания логистических цепочек завершены?

— Из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке и в мире говорить о завершении таких процессов нельзя. Изменения происходят постоянно, хоть и не в таком масштабе, как весной – летом 2022 года. В таких условиях всегда следует держать руку на пульсе. Локальные поставщики импортного оборудования и техники сейчас еще более остро осознают, что работать с монобрендами ненадежно, и понимают, как важны диверсификация и поиск новых иностранных партнеров.

— Если нет, то что еще предстоит лизинговым компаниям сделать в 2023 году?

— Продолжать быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, поскольку ситуация далека от предсказуемости. А также искать новые для себя возможности и проявлять разумную бдительность в оценке рисков без ущерба для бизнеса.

— Как вы оцениваете влияние геополитической ситуации на платежеспособность, деловую активность и предпочтения лизингополучателей? Каким видите качество лизингового портфеля по рынку в целом на конец 2023 года?

— У большинства финансовых институтов российского рынка в части качества портфеля можно наблюдать негативную динамику. Но у таких, как мы, специфических компаний, имеющих четкий секторальный фокус, ситуация более стабильная – мы в состоянии удерживать портфель на уровне 2021 года. Мы были готовы и к более негативному сценарию, но платежеспособность продолжает отвечать нашим стандартам. Можно отметить несколько тенденций, способствующих этому. Первая – активный курс на импортозамещение во всех сферах, который подстегивает инвестиции. Вторая – замена объектов инвестиций и предметов лизинга от флагманов на производителей тех стран, которые продолжают осуществлять сотрудничество и поставки в РФ. Стоит отметить, что стоимость предметов лизинга из этих стран соответствует стоимости поставщиков-флагманов, которая была год назад.

С одной стороны, давление в будущем на качество портфеля и на желание инвестировать у клиентов есть. С другой стороны, замены и расширение производственного парка необходимы.

— Каких темпов роста лизингового рынка ожидает компания в 2023 году? Что этому будет способствовать и каких основных угроз для бизнеса можно ожидать? В каких сегментах можно ожидать положительной, а в каких негативной динамики?

— В 2023 году мы ожидаем продолжения адаптации рынка, а именно: перестроения логистических цепочек и ориентации на новые бренды – снижения процента европейских брендов на рынке и повышения доли азиатских брендов, роста лизинга б/у оборудования и техники. Но вместе с тем закладываем прирост объема релевантного для нас сегмента рынка (за исключением направлений авиа, ж/д, недвижимости) уже в текущем году на уровне 9–11%.

Вячеслав Спиров, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»

Мы не видим нерешаемых сложных задач

Вячеслав Спиров, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»

— Как бы вы охарактеризовали динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 2022 году? Что можете выделить в качестве основных достижений?

— В нашей деятельности в прошлом году я бы обозначил два основных этапа. Первый – это оценка всех изменений в экономике и адаптация бизнеса под новые реалии. В 1-м полугодии мы трансформировали нашу продуктовую линейку в соответствии с изменившимся предложением предметов лизинга. В первую очередь это касается ухода из РФ ряда поставщиков, связанных как с автотранспортом и спецтехникой, так и с более сложными предметами лизинга, например, высокотехнологичным оборудованием. Второе – нам пришлось настроить продукты под работу в некоторых сегментах рынка, например, с б/у техникой.

Период с лета по декабрь я бы охарактеризовал как восстановительный рост, когда мы и большинство игроков на рынке достаточно активно предлагали свои продукты и наращивали объемы бизнеса по сравнению с 1-м полугодием 2022 года.

В качестве основных достижений хотел бы выделить непрекращающийся рост автоматизации наших процессов, как в части взаимодействия с клиентами, так и в части принятия решения по сделкам. Также отмечу меры поддержки клиентов, столкнувшихся со сложностями в бизнесе из-за изменений в экономической ситуации.

— Каких темпов роста бизнеса компания ожидает в 2023 году? Какие сервисы и услуги планируется развивать в целях увеличения доходности? Какие факторы и условия, по-вашему, будут способствовать развитию этих сервисов и услуг?

— В 2023 году мы ожидаем восстановительного роста и в зависимости от динамики рынка лизинга и экономики страны в целом рассчитываем на значительный прирост нашего бизнеса практически при всех предполагаемых сценариях.

Что касается развития дополнительных сервисов и услуг в составе нашего лизингового продукта, то на протяжении нескольких последних лет мы действуем в соответствии с нашей долгосрочной стратегией, которая не претерпела изменений. Она предполагает развитие направления комплиментарных автолизингу дополнительных услуг для повышения комфорта наших клиентов.

— Насколько по опыту вашей компании производителям из дружественных стран удается заместить ушедшие бренды? Устраивает ли лизингополучателей качество продукции и уровень сервисного обслуживания азиатских производителей?

— Мы считаем, что в прошлом году процесс замещения азиатскими брендами ушедших из России производителей только начался. Сейчас на рынке появляется ряд новых брендов, как в легковом, так и в грузовом транспорте и спецтехнике, но основной процесс замещения и заполнения ими рыночных ниш будет происходить в 2023 году. Мы отмечаем повышение активности китайских производителей, о чем косвенно позволяет судить рост доли китайского импорта в общем объеме – до 40%. При этом стоит отметить, что ряд китайских производителей были активны и присутствовали на российском рынке и ранее, поэтому многие из них уже создали систему дистрибуции и сервиса, которая позволит наращивать объемы поставок в 2023 году и обеспечит необходимый уровень обслуживания.

Сказанное в большей степени касается автомобилей и спецтехники. Но если говорить о рынке сложного технологического оборудования, то тут не все ниши пока легко заместить, и эту задачу рынку только предстоит решать в 2023 году.

— Как вы оцениваете влияние геополитической ситуации на платежеспособность, деловую активность и предпочтения лизингополучателей? Каким видите качество лизингового портфеля по рынку в целом на конец 2023 года?

— Несмотря на то что текущая ситуация оказала влияние на ряд отраслей, рынок лизинга чувствует себя достаточно уверенно. На мой взгляд, это связано с тем, что лизинг сам по себе как продукт является хорошо сбалансированным с точки зрения риска. Основной риск принимается на предмет лизинга. При этом рост спроса на б/у технику лишь помогает лизинговым компаниям с точки зрения обеспеченности портфеля активом. Скорость реализации изъятых проблемных активов также не снизилась. Если говорить о компании «СберЛизинг», то качество нашего портфеля остается на прежнем стабильно высоком уровне.

— С какими сложностями пришлось столкнуться лизинговым компаниям при работе с новыми поставщиками в 2022 году? Можно ли говорить, что процессы переориентации на новых поставщиков и создания логистических цепочек завершены? Если нет, то что еще предстоит лизинговым компаниям сделать в 2023 году?

— В целом процесс переориентации на новых поставщиков проходит достаточно мягко, и мы не видим нерешаемых сложных задач. Стоит отметить, что в II–III кварталах в среднем увеличились сроки поставки по некоторым видам предметов лизинга, но при этом мы считаем, что в этом году за счет выстраивания новых логистических цепочек существенных проблем со сроками поставки быть не должно.

— В каких сегментах можно ожидать положительной, а в каких негативной динамики в 2023 году?

— Одним из факторов, влияющих на развитие рынка, станут национальные проекты. На наш взгляд, продолжит рост инфраструктурное строительство, что со своей стороны поддержит сегмент лизинга спецтехники. Кроме того, мы ожидаем роста в сегменте пассажирского городского транспорта, также связанном с реализацией национального проекта в этой области.

Антон Василенко, генеральный директор ООО «Совкомбанк Лизинг»

Антон Василенко, генеральный директор ООО «Совкомбанк Лизинг»

— Как бы вы охарактеризовали динамику и результаты деятельности компании по итогам работы в 2022 году? Что можете выделить в качестве основных достижений? Каких планов и целей не удалось достигнуть?

— Несмотря на серьезные вызовы, с которыми пришлось столкнуться всей отрасли и, в частности, нашей компании, мы смогли действовать самостоятельно и помогли нашим клиентам планомерно адаптироваться к новым условиям. Компания не изменяла своей стратегии, в основном фокусируясь на автолизинге грузового и коммерческого транспорта, где приостановка бизнеса и уход крупных иностранных брендов (дистрибьюторов, производителей и западных лизинговых компаний) из России, безусловно, создали негативный эффект, но в указанных сегментах произошла переориентация преимущественно на российское, белорусское производство, китайские бренды и на подержанный транспорт, доля которого в данном направлении бизнеса всегда оставалась достаточно ощутима.

В целом наша компания прошла непростой 2022-й достаточно уверенно и по итогам года продемонстрировала достойный финансовый результат, показав рост нового бизнеса и финансового портфеля.

Что же касается целей, которых не удалось достигнуть в 2022 году, здесь, наверное, стоит отметить наши позиции в сельскохозяйственной технике, планы по которой выполнены не были.

— Каких темпов роста бизнеса компания ожидает в 2023 году? Какие сервисы и услуги планируется развивать в целях увеличения доходности? Какие факторы и условия, по-вашему, будут способствовать развитию этих сервисов и услуг?

— В 2023-м компания «Совкомбанк Лизинг» планирует и дальше наращивать продажи и финансовый портфель выше рынка, плановые показатели по реализации лизинговых продуктов 2023 года существенно выше тех, что мы ставили перед собой в 2022-м.

В части продвижения дополнительной линейки, как нам кажется, следует совместно с партнерами и страховыми компаниями развивать продукты, которые сменят гарантии на транспортные средства после ухода брендов. Развивать сервисы и услуги, помогающие клиентам отслеживать эксплуатацию и состояние своих транспортных средств. Особое внимание будет уделено сохранности транспортных средств, переданных нашим клиентам.

— Насколько по опыту вашей компании производителям из дружественных стран удается заместить ушедшие бренды? Устраивает ли лизингополучателей качество продукции и уровень сервисного обслуживания азиатских производителей?

— Безусловно, полноценного замещения в столь короткий промежуток времени добиться невозможно, необходимо продолжать выстраивать новые логистические цепочки и перепрофилировать существующие дилерские центры, оказывать комплексное обслуживание транспортных средств, накапливать аналитику по остаточной стоимости и техническим нюансам эксплуатации фактически новой для нас техники.

Но стоит отметить, что рынок быстро перестраивается и поставки из дружественных стран стали существенным подспорьем для рынка.

— Как вы оцениваете влияние геополитической ситуации на платежеспособность, деловую активность и предпочтения лизингополучателей? Каким видите качество лизингового портфеля по рынку в целом на конец 2023 года?

— В конце I и в II кварталах 2022 года действительно можно было наблюдать небольшие отклонения в части своевременности погашений лизинговых платежей, но по факту данный период отрасль преодолела существенно проще, чем, например, в начале пандемии. В целом рынок смог адаптироваться к изменениям, которые мы наблюдали в 2022 году, и прошел данный период стабильно. Конечно, есть отрасли, которые сложно переживают текущий период, в т. ч. и уход иностранных производителей, например, легковых автомобилей, но замещение постепенно идет, идут консолидации бизнеса, его перепрофилирование, и мы точно понимаем, что подавляющее большинство наших клиентов данный период преодолеет.

— С какими сложностями пришлось столкнуться лизинговым компаниям при работе с новыми поставщиками в 2022 году? Можно ли говорить, что процессы переориентации на новых поставщиков и создания логистических цепочек завершены? Если нет, то что еще предстоит лизинговым компаниям сделать в 2023 году?

— В 2023 году остаются проблемы с увеличенными сроками поставок. Как отмечалось выше, полноценного замещения и переориентации пока не произошло, новые логистические цепочки продолжают выстраиваться, но мы ожидаем более активного движения рынка в этом направлении.

Продолжают появляться на рынке и новые бренды из дружественных стран. В целях получения доверия клиентов к новым брендам лизинговым компаниям и дистрибьюторам, представительствам производителей необходимо продолжать выстраивать более тесное сотрудничество и запускать совместные программы поддержки.

— Каких темпов роста лизингового рынка ожидает компания в 2023 году? Что этому будет способствовать и каких основных угроз бизнесу можно ожидать? В каких сегментах можно ожидать положительной, а в каких негативной динамики?

— Темп роста в 2023 году прогнозировать достаточно сложно, слишком много факторов и решений будет влиять на данный показатель. Но концептуально проблемы прошлого года перетекут в нынешний – увеличенные сроки поставки, дефицит техники и рост ее стоимости будут основными вызовами 2023-го.

Проведите по таблице

Место по новому бизнесу Наименование компании ИНН Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.03.23 Объем нового бизнеса за 2022г., млн руб. в т. ч. оперативный лизинг, млн руб. Сумма новых договоров за 2022г., млн руб. Текущий портфель, млн руб. Место по портфелю на 01.01.23 Объем полученных платежей за 2022г., млн руб. Место по полученным платежам за 2022г.
01.01.2023 01.01.2022 01.01.2023 01.01.2022
1 2 Газпромбанк Лизинг (ГК) 7728294503 417 050 1 247 650 798 864 941 461 548 2 248 009 1
2 6 Альфа-Лизинг (ГК) 7728169439 185 174 0 316 628 411 708 238 505 5 134 844 5
3 1 Сбербанк Лизинг (ГК) 7707009586 178 649 491 288 244 858 713 1 011 557 3 172 435 3
4 3 ВТБ Лизинг 7709378229 ruAA- 174 246 2 107 339 353 627 080 705 022 4 231 910 2
5 4 ЛК «Европлан» 9705101614 134 055 0 н.д. 262 305 223 926 6 н.д.
6 9 Балтийский лизинг (ГК) 7826705374 ruA+ 107 190 308 160 625 163 918 115 496 9 86 272 6
7 5 Государственная транспортная лизинговая компания 7720261827 90 198 15 949 171 552 1 129 309 1 349 655 1 150 776 4
8 8 РЕСО-Лизинг 7709431786 ruA+ 71 273 0 117 524 151 435 138 714 10 84 600 7
9 7 ПСБ Лизинг (ГК) 7722581759 68 205 0 105 035 256 553 178 667 7 17 988 15
10 11 Росагролизинг 7704221591 ruAA- 67 359 948 99 779 167 331 110 348 8 35 284 8
11 18 ЛК Эволюция 9724016636 32 585 0 50 571 41 114 22 412 18 н.д.
12 15 Интерлизинг 7802131219 ruA- 31 699 0 49 075 52 867 38 363 14 25 907 10
13 19 Универсальная лизинговая компания 2721084628 31 406 0 52 285 58 349 36 957 13 30 212 9
14 17 Совкомбанк Лизинг 7709780434 ruAA- 28 976 75 45 129 50 013 36 251 16 20 067 14
15 24 Восток-Лизинг 1644031715 19 942 0 29 533 29 730 22 949 22 17 225 17
16 30 УралБизнесЛизинг 1835061171 17 552 0 28 582 34 026 22 240 20 15 701 18
17 16 Мэйджор Лизинг 5024093363 16 837 1 641 26 097 38 976 39 872 19 24 772 11
18 10 ДельтаЛизинг 2536247123 15 389 0 19 028 100 621 151 956 11 н.д.
19 29 РЕГИОН Лизинг 7730650445 14 261 0 23 868 50 248 56 593 15 15 093 20
20 26 Элемент Лизинг 7706561875 ruA 13 809 0 19 901 17 091 16 798 27 15 394 19
21 33 ТаймЛизинг 2536167439 ruBBB- 11 746 0 19 022 23 867 19 517 23 11 884 24
22 32 Ураллизинг (ГК) 6659083401 ruA- 11 723 0 18 006 20 917 19 483 25 13 804 21
23 20 КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) 1650130591 11 496 0 18 160 62 217 77 965 12 22 262 12
24 27 СТОУН-XXI (ГК) 7710329843 10 435 0 16 250 21 772 27 198 24 17 489 16
25 25 КОНТРОЛ лизинг 7805485840 ruBB+ 8 291 0 14 770 42 587 38 142 17 13 372 23
26 34 Лизинговая компания «Дельта» 2463057784 ruBBB 7 527 0 11 874 16 383 16 753 28 10 852 25
27 38 КузбассФинансЛизинг 4221020838 7 357 25 11 398 16 168 14 500 29 8 295 26
28 41 ЗЕСТ (ГК) 7825672870 6 866 0 11 917 30 768 25 654 21 5 393 28
29 40 Сибирская лизинговая компания 0814107017 6 116 0 9 751 14 715 14 883 30 7 398 27
30 42 ЧелИндЛизинг (ГК) 7453101232 5 368 0 7 852 8 212 8 339 36 5 357 30
31 44 Южноуральский лизинговый центр 7451195700 5 296 19 8 248 9 781 7 722 34 3 854 35
32 107 Ак Барс Лизинг 1656025635 4 873 0 7 295 6 389 1 722 40 1 900 49
33 ТАЛК 7202066550 4 067 0 6 126 7 729 н.д. 37 4 199 31
34 Объединенная лизинговая компания 5053017783 3 689 0 4 748 5 784 н.д. 44 2 384 45
35 43 ПР-Лизинг 0278181110 3 285 78 4 931 7 280 7 886 38 5 377 29
36 Реалист Банк 3801002781 2 995 0 5 355 7 262 н.д. 39 2 560 41
37 49 Альянс-Лизинг 7825496985 2 964 0 4 485 5 065 5 580 48 3 954 34
38 Техтранслизинг 7743534196 2 930 0 3 421 9 285 н.д. 35 2 986 40
39 52 Лизинг-Трейд 1655096633 2 853 0 5 003 6 140 5 413 41 3 281 38
40 50 Лизинговая Компания М7 5948040525 2 850 0 3 750 6 089 5 800 42 3 726 36
41 55 МС Интермарк Авто 7704668333 2 677 1 865 3 296 6 055 3 620 43 3 408 37
42 ИНВЕСТ-лизинг 7447167877 2 618 0 3 992 3 944 н.д. 51 972 68
43 67 СОБИ-ЛИЗИНГ 2311127765 ruBB 2 446 0 2 936 3 339 1 820 54 226 103
44 23 ФКМ Лизинг (ГК) 7710443169 2 198 0 3 398 18 193 33 650 26 13 666 22
45 60 Уралпромлизинг 7449041132 2 125 0 3 085 3 441 3 252 53 2 230 47
46 54 Транспортная лизинговая компания 7606041801 ruBB- 2 119 0 3 455 5 476 4 811 45 2 553 43
47 59 ТЕХНО Лизинг 7723609647 1 994 0 3 262 4 114 3 260 50 1 723 52
48 51 Техноспецсталь-Лизинг 7805433271 1 911 0 2 979 5 123 5 221 47 3 041 39
49 46 РАФТ ЛИЗИНГ 3805703273 1 768 0 2 826 5 441 7 166 46 4 079 32
50 82 ГЕН ЛИЗИНГ 9102026283 1 766 0 2 919 2 894 1 604 57 1 187 60
51 62 Транслизинг 7453090333 1 765 31 2 644 2 647 2 368 59 1 875 51
52 66 АС Финанс 6672144910 1 505 0 2 375 3 032 2 668 56 1 884 50
53 63 Роделен 7813379412 ruBBB 1 483 69 2 270 2 776 2 611 58 1 467 55
54 СМАРТ ЛИЗИНГ-К 1657253970 1 479 0 2 254 1 777 н.д. 70 530 86
55 79 ДиректЛизинг 7709673048 1 353 49 2 132 2 276 1 599 62 897 71
56 77 Столичный Лизинг 7701699414 1 255 0 1 990 2 101 1 661 64 1 186 60
57 48 Форвард Лизинг 7714345275 1 197 0 1 745 2 093 3 887 65 1 458 56
58 72 НГМЛ финанс 7736652618 1 135 0 1 691 2 348 2 364 61 1 699 53
59 76 ЭкономЛизинг 6455041925 ruBB+ 1 076 0 1 597 1 772 1 638 71 1 069 64
60 70 ОГЛК 5610225580 1 066 0 1 279 2 493 2 126 60 968 69
61 83 Аспект 7710502262 1 050 0 1 568 1 674 1 073 75 646 81
62 57 ЛК «Азия корпорейшн» 7708271522 1 049 0 1 567 3 838 4 263 52 1 611 54
63 БелФин 3123180944 1 045 0 1 600 1 700 н.д. 74 824 75
64 64 Межрегиональная инвестиционная компания 3525149310 1 039 0 1 597 1 864 2 126 69 1 265 58
65 114 Первоуральскбанк 6625000100 1 036 0 1 799 1 944 196 67 360 93
66 73 Полуприцеп 7751152151 1 024 1 024 1 301 1 637 1 753 76 1 029 65
67 75 Технологии Лизинга и Финансы 7751032721 957 0 1 352 2 090 1 850 66 989 67
68 56 Бизнес Кар Лизинг 5029059214 927 37 1 489 2 850 4 145 57 2 367 46
69 35 Дойче Лизинг Восток 7707282610 922 0 н.д. 13 827 20 716 31 н.д.
70 74 Лизинг-Медицина 7733149678 896 0 1 180 1 464 1 443 81 867 74
71 53 Северная Венеция (ГК) 7810636598 889 0 1 067 10 283 16 614 33 3 963 33
72 АРЕНЗА-ПРО 7703413614 ruBB- 881 0 1 161 1 170 н.д. 86 880 73
73 71 ЛК Сеспель-Финанс 2130144159 ruB 845 0 1 227 1 738 1 771 72 899 70
74 Абсолют Лизинг 7729407781 820 0 984 4 614 н.д. 49 2 556 42
75 92 Лизинговые Решения 7751016102 779 0 1 449 1 608 1 236 77 618 83
76 80 БЭЛТИ-ГРАНД 7728192413 760 0 1 265 1 578 1 633 80 1 361 57
77 81 МСБ-Лизинг 6164218952 ruBB+ 724 0 1 183 1 586 1 658 78 1 078 63
78 БАЛТОНЭКСИМ Лизинг СЗ 7813505804 681 0 817 12 510 н.д. 32 2 451 44
79 68 Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан 1655099271 676 0 1 120 1 942 2 193 68 1 179 61
80 Титан 3808235640 643 0 1 094 1 237 н.д. 84 696 76
81 36 Металлинвестлизинг 4633013903 559 0 842 н.д. 21 182 116 20 143 13
82 103 Самаранефтепромлизинг 6315645596 550 0 888 1 441 1 188 82 660 79
83 89 А-Лизинг 7814721822 549 0 977 1 583 1 321 79 676 77
84 95 Байтек Лизинг 7604216781 510 0 845 698 1 940 98 н.д.
85 78 НБД-Банк 5200000222 510 0 751 738 757 96 н.д.
86 100 Аквилон-Лизинг 5837026589 482 22 694 1 076 1 124 88 582 85
87 99 Центр-Лизинг 4826056935 477 0 748 789 694 93 590 84
88 69 СпецИнвестЛизинг 7730665201 462 0 713 2 211 2 994 63 1 158 62
89 94 АТБ ЛК 7703363177 460 0 715 1 137 1 563 87 1 003 66
90 91 Пионер-Лизинг 2128702350 427 0 723 1 713 1 657 73 415 92
91 123 Лизинг машин и оборудования 4205037009 404 0 627 822 495 92 293 98
92 102 Петербургснаб 7801182235 375 0 588 714 677 97 445 90
93 58 БИЗНЕС АЛЬЯНС 7708582197 373 0 626 3 244 4 380 55 1 908 48
94 Лентранслизинг 7816387860 371 0 635 864 н.д. 91 327 97
95 109 Русавтолизинг 5252016209 361 0 535 480 426 103 453 89
96 86 Независимая лизинговая компания 7728627174 358 0 529 782 989 94 624 82
97 85 СГБ-лизинг 3525278509 326 0 436 1 006 1 340 89 670 78
98 104 Межрегиональная лизинговая компания (Ижевск) 1831073680 288 0 461 876 891 90 486 88
99 106 ВЕЛКОР 7725156583 284 8 435 744 862 95 444 91
100 119 ПТК-лизинг 7714603430 270 0 451 497 355 102 278 100
101 101 ЛК Пруссия (ГК) 3918501969 255 0 425 558 786 100 653 80
102 Ленобллизинг 4705039420 235 0 н.д. 128 н.д. 114 293 99
103 110 Дом Лизинга 7453146226 234 0 446 428 469 106 496 87
104 112 Волгопромлизинг 6314022158 233 0 405 513 362 101 223 104
105 65 Интеза Лизинг 7724139916 228 0 329 1 197 2 192 85 1 252 59
106 113 Пензенская лизинговая компания 5835069393 214 0 325 390 497 107 353 95
107 120 ТехМедЛизинг 7731457540 195 0 264 317 230 109 132 106
108 Фера 9703051608 192 0 291 187 н.д. 111 60 109
109 105 НГМЛизинг Проект 7720397930 177 0 276 589 639 99 340 96
110 111 Самарская лизинговая компания 6317151426 170 0 299 450 421 105 242 102
111 118 Оптио 7840417674 166 0 222 479 884 104 882 72
112 Лизинговая компания «Арктика» 2902041908 141 0 н.д. 195 н.д. 110 133 105
113 116 Инвест-Бизнес Лизинг 1435265734 127 0 151 331 507 108 354 94
114 122 Аксиома- лизинг 7736642850 122 0 122 161 151 112 124 107
115 124 Клиник-Финанс 7731292961 78 0 108 141 138 113 90 108
116 127 Анлагелизинг 7709875340 40 0 н.д. 92 72 115 41 110
117 АКБ «ЦентроКредит» 7707025725 0 0 н.д. 1 259 1 577 83 247 101

Условия использования и ограничение ответственности

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Что такое лизинг

Что такое лизинг

Что такое лизинг

Что такое лизинг и как он работает

  • лизингодатель — лизинговая компания, которая покупает имущество по запросу клиента, после чего сдает его в лизинг;
  • лизингополучатель — клиент лизинговой компании, который получает имущество в пользование с возможностью последующего выкупа;
  • продавец — поставщик имущества, которое и приобретает лизинговая компания для сдачи в лизинг.

В сделке могут быть задействованы и другие участники. Например, страховая компания, которая страхует имущество, или юридическое агентство, которое сопровождает сделку.

Принцип работы лизинга очень простой. Например, компании нужно обновить свой автопарк. Если разом приобрести автомобили, компания будет вынуждена отвлечь неподъемную сумму и получить шоковую финансовую нагрузку. Рассмотреть кредит тоже получается не всегда — предприятие уже может быть закредитовано. В таком случае от банка оно получит либо отказ, либо непривлекательные условия. Поэтому для бизнес-клиентов лизинг становится идеальным вариантом получения имущества в пользование, а в дальнейшем — и в собственность. Тогда компания обращается к лизингодателю, который под её запрос покупает необходимое имущество, после чего сдает его в аренду. Используя имущество, клиент может сразу же начать зарабатывать на нем, и в спокойном режиме выплачивать лизинговые платежи. После окончания договора лизинга это же имущество можно выкупить — как правило, за совсем небольшие деньги.

В чем экономический смысл лизинга: выгоды для каждой стороны

Бизнес-клиентам лизинг выгоден по следующим причинам:

  • можно вернуть НДС — юридические лица могут возместить НДС с лизинговых платежей, тем самым значительно снизив свою налоговую нагрузку;
  • можно отнести лизинговые платежи на расходы — это автоматически уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и тоже позволяет оптимизировать нагрузку;
  • можно воспользоваться механизмом ускоренной амортизации — если имущество находится на балансе клиента, он может использовать амортизацию (списание с баланса денежных средств по мере устаревания имущества) с коэффициентом до 3-х, тем самым обеспечив себе минимальный выкупной платеж.

Продавцы сотрудничают с лизинговыми компаниями тоже за счет своих выгод:

  • можно продавать лизингодателю оптом — это обеспечивает продавцам имущества постоянную реализацию имущества, ведь лизинговая компания является оптовым покупателем;
  • можно работать на привлекательных условиях — поставщикам выгодно сотрудничать с лизингодателями, ведь любая совместная акция обеспечивает им и продвижение, и продажи;
  • можно не заниматься сопровождением сделок — лизинговая компания почти всегда привлекает к лизинговой сделке своих специалистов и партнеров, что снимает с продавца заботы.

Лизингодателям также выгодно сдавать имущество в лизинг. И вот почему:

сделка в лизинге

  • можно продать имущество на вторичном рынке или сдать в повторную аренду — это защищает лизинговую компанию от потерь в том случае, если клиент будет не в состоянии оплачивать лизинговые платежи;
  • можно не требовать залог и дополнительное обеспечение — в большинстве случаев лизинговое имущество остается на балансе лизинговой компании;
  • можно получать имущество на лучших условиях — лизинговая компания является оптовым клиентом для поставщиков имущества или техники, поэтому имеет доступ к специальным предложениям и индивидуальным скидкам.

Какое имущество можно взять в лизинг, а какое нельзя

Согласно Федеральному Закону «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ, в лизинг можно взять любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Иными словами, это непотребляемое имущество, которым можно пользоваться даже после его изнашивания. Такое, как:

Например, автомобиль для представительских целей, несколько машин для обновления таксопарка или спецтехнику для производства.

Преимущества и недостатки лизинга автотранспорта

Преимущества Недостатки
Можно приобрести любой автотранспорт — легковые, грузовые авто и спецтехнику Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при кредите
Можно выбрать любой тип (новое и б/у авто в лизинг) и продавца (физическое или юридическое лицо) Просрочки по оплате лизинговых платежей могут привести к изъятию авто лизинговой компанией
Минимальный пакет документов в сравнении с кредитом До получения машины в собственность её нельзя продать, а сдать в аренду можно лишь с разрешения лизинговой компании
Лояльные требования к клиенту в сравнении с банковскими организациями Проводить ТО будут специалисты лизинговой компании или компании-партнера
Можно выкупить автомобиль или вернуть лизингодателю после окончания срока договора
Автотранспортом можно пользоваться сразу после внесения авансового платежа

Остались вопросы?
Получите консультацию и персональный расчет по приобретению легкового автомобиля в лизинг

В лизинг можно взять офисную технику, сложное IT-оборудование или оборудование для промышленного производства. Когда компаниям нужно обновить имущество на более современное или расширить производство, они, чаще всего, делают это именно в лизинг.

Преимущества и недостатки лизинга оборудования

  • недвижимость

Которую также можно выкупить или вернуть лизинговой компании. Чаще всего клиенты используют лизинг, когда им нужно арендовать крупный офис или большую производственную площадь. Учитывая, что в итоге недвижимость можно приобрести в собственность, лизинг получается выгодней коммерческой ипотеки.

Преимущества и недостатки лизинга недвижимости

Преимущества Недостатки
Лояльное отношение к разовым просрочкам платежей, ведь имущество находится на балансе лизингодателя Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при ипотеке
Лояльные требования к клиенту в сравнении с банковскими организациями Чаще всего клиент сам оплачивает стоимость оформления лизинговой сделки. Кроме того, она подразумевает еще одну сделку — заключение договора купли-продажи между лизинговой компанией и продавцом недвижимости
Можно не афишировать наличие недвижимости и экономить по налогам на имущество

В лизинг нельзя взять:

  • продукты питания;
  • сырье;
  • стройматериалы;
  • земли, леса, водоемы и др. природные объекты;
  • военную технику;
  • оборудование без заводских номеров.

У этих предметов либо есть «срок годности», либо их финансовая аренда запрещена законом.

Лизинговая сделка: этапы, виды, степени риска и варианты платежей

Лизинговая сделка по структуре делится на несколько этапов. Рассмотрим на примере лизинга автомобиля:

  1. Выбор имущества: клиент сам определяет, какой автомобиль ему нужен — от марки до технического оснащения.
  2. Сбор пакета документов: на этом этапе клиент собирает необходимые документы, после чего отправляет их в лизинговую компанию вместе с заявкой на финансирование.
  3. Принятие решения: лизинговая компания рассматривает заявку на лизинг и изучает реальное финансовое положение клиента, после чего решает, финансировать сделку или нет.
  4. Заключение сделки: на этом этапе клиент и лизинговая компания заключают между собой договор лизинга.
  5. Внесение авансового платежа: клиент оплачивает первоначальный взнос за имущество по договору лизинга (обычно равен 0-49% от общей стоимости договора).
  6. Передача автомобиля в пользование: после внесения авансового платежа клиент получает лизинговый автомобиль, и может начать зарабатывать на его использовании с этого же дня. При этом он вносит лизинговые платежи по индивидуально составленному графику на протяжении всего действия договора лизинга.
  7. Переход права собственности: после выплаты всех обязательных платежей лизингополучатель имеет право выкупить автомобиль, внеся последний, выкупной платеж.

Лизинговые сделки традиционно делят по категории выплат и степени риска — от выбора зависит, кто будет оплачивать расходы по обслуживанию автомобиля (чаще всего они уже зашиты в лизинговые платежи) и какие гарантии предоставляет клиент (обычно имущество страхуют, и все риски распределяются между страховыми компаниями). Подробнее о видах лизинговых сделок вы можете прочитать здесь.

График лизинговых платежей, составленный индивидуально для клиента, тоже может быть разным. На практике чаще всего пользуются тремя видами графиков:

  1. Регрессивным — платежи уменьшаются на протяжении действия договора лизинга. Такой график позволяет снизить % по платежам и оптимизировать нагрузку.
  2. Аннуитетным — платежи равны, и клиент выплачивает всю сумму равными частями на протяжении действия договора лизинга. Этот график позволяет рассчитать бюджет на долгосрочный период, заложив в него ежемесячный одинаковый расход.
  3. Сезонным — график построен под сезонность бизнеса клиента. В доходный сезон платежи будут самыми большими, а в низкий сезон — минимальными.

Что выгоднее: лизинг или кредит?

Чтобы клиент мог разобраться, какой из этих финансовых инструментов больше ему подходит, мы написали отдельную статью, где подробно разобрали отличия лизинга от кредита. Ниже — ключевые параметры, по которым вы можете оценить плюсы и минусы этих финансовых инструментов.

Параметры Лизинг Кредит
Клиент Юридическое лицо и ИП Физическое лицо, ИП, юридическое лицо
Право собственности на имущество Имущество остается в собственности у лизинговой компании до выплаты всех обязательных платежей и внесения выкупного платежа Имущество сразу переходит клиенту в собственность, но остается у банка в качестве залога
Порог входа Получить одобрение заявки на финансирование просто — лизинговые компании ничем не рискуют и ориентируются лишь на фактические финансовые показатели клиента Можно получить отказ или невыгодные условия в случае закредитованности — банки вынуждены следовать жесткой риск-политики
График платежей Платить можно по индивидуально составленному графику, который подстроен под бизнес-показатели Кредитные платежи подходят по типовому, шаблонному графику — банки не могут составлять график под каждого клиента
Дополнительное обеспечение Отсутствует в большинстве случаев Присутствует. Если речь об автокредитовании, залогом станет кредитуемый автомобиль
Защита имущества от претензий кредиторов Предмет лизинга находится на балансе у лизинговой компании — это защищает его от ареста и изъятия со стороны кредиторов Предмет лизинга находится на балансе у клиента — в случае возникновения экономических споров его могут арестовать или изъять
Налоги НДС клиент может вернуть сразу после выкупа имущества. Налог на имущество снижается, если предмет лизинга находится на балансе клиента. Если же имуществом владеет лизинговая компания, клиент и вовсе не платит налог на имущество. НДС не облагается. Налог на имущество клиент платит в любом случае, причем в полном объеме.
Амортизация Можно применить механизм ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х, что позволит быстрее списать стоимость имущества Применяется обычный порядок расчета амортизации

Лизинг и аренда: в чем разница?

Лизинг очень похож на аренду — клиент лизинговой компании, по сути, арендует имущество на протяжении всего срока договора. В обоих случаях есть владелец имущества, который готов его сдать на определенных условиях. Но между лизингом и арендой есть разница, причем весьма существенная. Ниже — ключевые параметры, по которым вы можете выбрать подходящий способ пользования имуществом и понять отличия.

Параметры Лизинг Аренда
Правовая основа Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» Гражданский кодекс РФ, ст.34.
Федеральные законы об отдельных видах аренды.
Срок договора Длительные сроки, которые, чаще всего, равны или близки к сроку полной амортизации имущества Короткие сроки, которые можно продлить
Имущество Нерасходуемое имущество, которое не имеет срока годности и не является природным объектом Нерасходуемое имущество, которое не имеет срока годности и не ограничено в обороте
Возможность получения имущества в собственность Есть Нет
Право выбора имущества Клиент сам выбирает имущество, которое хочет получить в лизинг Клиент выбирает имущество из того, что ему предложит арендодатель
Пакет документов Нужны документы, которые подтверждают существование бизнеса и платежеспособность Подтверждать платежеспособность не нужно
Участники сделки Лизинговая компания, клиент и продавец имущества. В сделке также могут участвовать страховые компании, юридические агентства и пр. Арендодатель и арендатор
Ответственность за соответствие имущества заявленным требованиям Несет арендодатель Несет лизинговая компания, если сама предлагает имущество в лизинг и ищет продавца
Ответственность за утрату/порчу имущества Несет арендодатель Несет клиент
Субъект страхования имущества Арендодатель Чаще всего, клиент

Лизинг и налоги: какие бывают и что можно потребовать к возврату

Лизинговая сделка подразумевает вхождение 4 типов налога:

1. Налог на прибыль

Согласно ст. 264 п.1 НК РФ, для клиента лизинговые платежи относятся к прочим расходам. Это значит, что размер налога зависит от размера платежа — чем он выше, тем меньше приходится платить налога на прибыль.

Договор лизинга предлагает два варианта:

  • имущество находится на балансе лизинговой компании

В этом случае клиент включает в расходы всю сумму лизингового платежа. Это выгодно, т.к. платежи учитываются в полном объеме, а налог на прибыль уменьшается.

Пример: допустим, лизинговый договор заключен на 12 месяцев, а общая сумма лизинговых платежей равна 500 000 рублей. Ежемесячная сумма, которую клиент включает в список затрат, составит: 500 000 / 12 месяцев = 41 666 рублей.

  • имущество находится на балансе клиента

Тогда его включают в определенную амортизационную группу по стоимости расходов лизинговой компании на покупку имущества и его обслуживание после сделки. Начисляют амортизацию в зависимости от группы, а её коэффициент может достигать 3-х. Это значит, что имущество будет самортизировано в 3 раза быстрее обычного. В этом случае клиент включает в состав затрат лизинговый платеж, вычтя из него сумму амортизации предмета лизинг

Пример: возьмем те же вводные — лизинговый договор на 12 месяцев, лизинговые платежи суммой в 500 000 рублей и ежемесячный платеж в 41 666 рублей. Допустим, имущество купили за 300 000 рублей, и оно относится к 5-й группе амортизации с минимальным сроком использования в 85 месяцев. Тогда ежемесячная сумма затрат составит: 300 000 / 85 месяцев * коэф.3 = 10 588 рублей.

2. НДС

Согласно ст. 172 и 172 НК РФ, клиент может получить от государства возмещение НДС в этих случаях:

  • клиент взял в лизинг имущество для деятельности, которая облагается НДС;
  • лизинговая компания может подтвердить, что предоставила клиенту имущество (есть копии договоров и прочие документы);
  • клиент может подтвердить, что отразил лизинговую операцию в бухучете компании;
  • у клиента есть счет-фактура на лизинговый платеж, которую ему предоставила лизинговая компания.

3. Налог на имущество

Клиент не платит этот налог, если имущество находится в собственности у лизинговой компании. Если же оно оформляется на баланс клиента, налог можно сократить за счет применения механизма ускоренной амортизации. Также налог не начисляется на движимое имущество в период действия договора лизинга, и неважно, на чьем балансе оно находится.

4. Транспортный налог

Его платит сторона, которая регистрировала лизинговый автомобиль в ГИБДД или Гостехнадзоре, и неважно, на чьем балансе находится это авто в период действия договора.

налоги в лизинге

ТОП часто задаваемых вопросов про лизинг

1. Можно ли закрыть лизинговую сделку раньше срока?

Большинство лизингодателей предусматривают эту возможность и вписывают в договор лизинга. Но для клиента это может быть невыгодно — при досрочной оплате остаточной стоимости сумма выкупа будет выше, а возможностей снизить налоговую нагрузку — меньше. Быстрый выкуп привлекает внимание налоговых органов — например, в ФНС договор лизинга и вовсе могут аннулировать, признав его договором товарного кредита. Это автоматически лишает клиента налоговых вычетов.

2. Когда лизинговое имущество нужно регистрировать в госорганах?

Регистрировать имущество и права на него нужно, если это:

  • транспорт;
  • оборудование повышенной опасности.

В этом случае имущество регистрируют либо на лизинговую компанию, либо на клиента (по договоренности между ними). Если договор лизинга будет расторгнут из-за просрочки и неуплаты лизинговых платежей, регистрационные органы аннулируют запись о пользователе имущества.

3. Может ли государственная организация брать имущество в лизинг?

И государственные, и муниципальные учреждения могут брать имущество в лизинг и выступать в качестве лизингополучателя. Для них ст. 9.1 закона о лизинге предусмотрено несколько особенностей:

  • лизинговая компания сама выбирает продавца имущества и несет ответственность за его поставку;
  • все расчеты между клиентом и лизинговой компанией осуществляются в денежной форме, исключая бартер;
  • залогом может быть только лизинговое имущество.

4. Правомерно ли, если лизингодатель задерживает поставку имущества, ссылаясь на проблемы у продавца? При этом отказываясь компенсировать потерянное время, мотивируя это тем, что поставщика нашли мы сами.

По закону, если поставщик не выполняет обязательства, ответственность возлагается на сторону, которая его выбирала. То же касается и несоответствия имущества задачам проекта. Обычно поставщика выбирает лизингополучатель — это значит, что все расходы и неустойки возлагаются на клиента. Если же продавца искал лизингодатель, оплачивать расходы будет он сам.

5. Что такое сублизинг?

Сублизинг — это передача права пользования имуществом, которое получено в лизинг, третьему лицу. Например, клиент взял оборудование под проект и досрочно выполнил его. Закрывать договор раньше времени он не хочет, т.к. понесет убытки в отношении возврата налогов. Тогда он сдает оборудование в сублизинг и сам становится лизингодателем. Все, что нужно — разрешение на такую сделку от лизинговой компании. Кроме того, новый лизингополучатель будет иметь те же налоговые преференции. При нарушении основного договора лизинга договор сублизинга автоматически аннулируется.

6. Что такое фиктивный лизинг?

Фиктивный лизинг — это прикрытие договором лизинга других сделок. Чаще всего, сделки купли-продажи в рассрочку. Такая схема практикуется, чтобы получить налоговые льготы и государственные субсидии.

Выводы

Лизинг — это удобный финансовый инструмент, с помощью которого можно обновить основные средства или расширить производство, не отвлекая крупной суммы из оборота. Клиент лизинговой компании избегает долгих ожиданий одобрения заявки, залогов и вложения собственных средств в крупных размерах.

Кроме того, государство активно стимулирует отрасль и предусматривает льготы и налоговые преимущества для клиентов лизинговых компаний. Например, можно вернуть НДС и снизить свою налоговую нагрузку, чего не предусматривает кредит.

Лизинг не всегда может заменить кредит, хотя для бизнес-клиентов он по-прежнему остается наиболее выгодным вариантом. Поэтому мы рекомендуем выбрать финансовый инструмент, который подходит под ваши индивидуальные задачи.

Поделиться в соц. сетях

Источник https://raexpert.ru/researches/leasing/2022/

Источник https://autogpbl.ru/about-leasing/teoriya-lizinga/chto-takoe-lizing/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *