Финансовая сфера

В чем плюсы и минусы лизинга для юрлиц?

Читатель Юрий спрашивает: «У меня ООО, хочу взять для компании автомобиль. Слышал, что можно взять машину в лизинг, и это удобнее кредита в банке. Подскажите, так ли это на самом деле? Какие плюсы и минусы у лизинга?»

Отличия лизинга от кредита

Основное отличие: при лизинге компания станет собственником имущества только при выплате всей его стоимости, а при кредите — станет собственником сразу, но будет должна деньги банку.

Кредит — это деньги, которые банк выдает заемщику, например на покупку квартиры. За выдачу денег банк ежемесячно берет процент. Если за время выплаты кредита покупка разонравится, за нее все равно придется платить. Например, если человек взял кредит на покупку телефона, нельзя вернуть телефон банку и перестать платить по кредиту.

Лизинг — это как бы покупка имущества в рассрочку. Бизнес приобретает в лизинг оборудование или автомобиль и вносит за него ежемесячные платежи. Когда бизнес выплатит всю сумму по договору, имущество станет его собственностью. Если же имущество станет ненужным — можно расторгнуть договор и вернуть лизингодателю.

Курьерской службе нужны три дополнительные машины. Если брать кредит и покупать их сразу, у компании будут высокие расходы: банк одобрил компании автокредит только по высокой ставке. Тогда она обращается в лизинговую компанию, которая готова оформить лизинг на более выгодных условиях. Компания берет автомобили в лизинг, ежемесячно вносит платежи и использует автомобили в бизнесе, а по окончании срока оформляет автомобили в собственность.

Чаще всего в лизинг приобретают автомобили, коммерческую недвижимость, а также оборудование для работы, например торговую мебель.

Преимущества лизинга

Перечислим основные преимущества лизинга для бизнеса.

Предусмотрены льготные программы. Государство устанавливает льготные лизинговые программы для предпринимателей. Например, некоторые регионы предоставляют малому и среднему бизнесу из ряда отраслей отечественное оборудование в лизинг по ставке 6% годовых, иностранное — по ставке 8%.

Можно взять подержанное имущество. Если бизнес планирует купить подержанное оборудование, в лизинговой компании такую сделку одобрят охотнее, чем в банке.

Не нужно платить за регистрацию имущества. При покупке подержанного имущества в лизинг лизингополучателю не нужно платить за государственную регистрацию недвижимости и автомобиля: эта обязанность ложится на лизингодателя.

Можно пользоваться предметом лизинга, но не платить налог на имущество или транспортный налог. Пока имущество находится в лизинге, его собственником остается компания-лизингодатель. Она же и должна платить налоги, хотя недвижимостью или автомобилем пользуется другой бизнес.

Выплаты по лизингу быстрее учитываются в налоговых расходах. По закону лизинговые платежи относят к расходам на производство. Это значит, что за счет лизинговых платежей компании могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль или налогу при УСН «Доходы минус расходы», а значит, заплатят меньше налогов.

Главное, чтобы расходы можно было отнести к бизнесу, которым занимается компания. Например, обосновать покупку погрузчика для компании по ремонту бытовой техники будет сложнее, чем для строительной.

Можно возместить НДС. Если компания работает на основной системе налогообложения — ОСНО — и платит НДС, она вправе принять к вычету налог, предъявленный лизингодателем в составе лизинговых платежей. Подробнее об этом мы писали в отдельной статье.

Служба доставки еды купила автомобиль в лизинг. Она внесла первоначальный платеж 400 000 ₽ и 300 000 ₽ платежей по лизинговому договору за первый квартал.

Всего платежей за квартал: 300 000 + 400 000 = 700 000 ₽

Из них НДС: 700 000 ₽ × 20 / 120 = 116 666,67 ₽

За квартал служба развезла заказов на 450 000 ₽, из них НДС — 75 000 ₽

НДС к уплате компанией = 75 000 ₽ − 116 666,67 ₽ = −41 666,67 ₽

Получается, что сумма к возмещению за первый квартал — 41 666,67 ₽ НДС. Эту сумму можно вернуть через налоговую. Для этого нужно подать заявление на возмещение НДС и заполненную декларацию.

Есть выгодные предложения. Компании-лизингодатели могут предложить бонусы: например, отдать автомобиль в лизинг без первоначального взноса или предоставить бесплатное техобслуживание на весь срок договора.

Некоторые лизинговые компании могут составить сезонный график платежей. Если у бизнеса заработок зависит от сезона — например, летом у строительной фирмы больше заказов, чем зимой, — можно договориться с ноября по март платить меньше, чем с апреля по октябрь.

Можно расторгнуть договор в любой момент. Бывает, что компания взяла автомобиль в лизинг, выплатила половину суммы по договору, а автомобиль вдруг стал не нужен или финансовая нагрузка оказалась слишком высокой. В таком случае договор лизинга можно расторгнуть и вернуть имущество владельцу.

У всех лизингодателей разные условия досрочного расторжения, о них будет сказано в договоре. Лизингодатель может попросить только внести остаток платежей за текущий месяц, а может и потребовать неустойку.

Минусы лизинга

Кроме явных преимуществ, у лизинга есть и недостатки, из-за которых он подойдет не каждому бизнесу.

Нет досрочного погашения. Если бизнес берет кредит и у него появились дополнительные деньги, он может закрыть кредит досрочно. При лизинге автоматическое сокращение срока не предусмотрено: можно попробовать договориться с лизингодателем, но пойти навстречу — его право, а не обязанность.

Имущество находится в собственности лизингодателя. Пока компания или ИП не выплатят всю сумму по договору лизинга, они не станут владельцами имущества. Потому распоряжаться имуществом в полной мере не получится: например, его нельзя продать или сдать в субаренду без одобрения лизингодателя.

Чаще всего нужен авансовый платеж. Чтобы получить имущество в лизинг, может понадобиться внести авансовый платеж. В среднем это 10–50% от стоимости имущества.

Компанию или ИП могут обязать застраховать имущество. Иногда лизингодатель сам страхует имущество и включает стоимость страховки в лизинговые платежи, но чаще всего компания или ИП должны самостоятельно страховать имущество. Так обычно бывает при лизинге недвижимости или автомобиля.

Имущество могут забрать за неуплату. Если компании или ИП станет сложно платить по договору, можно попробовать договориться о перерасчете срока лизинга и размере ежемесячных платежей. Но постоянно идти навстречу не будут: если компания или ИП продолжит плохо вносить платежи, имущество могут забрать — и никакой компенсации не полагается.

То же касается и лизингодателя: если он обанкротится, у лизингополучателя изымут имущество, даже если до выкупа осталось всего несколько платежей.

Тинькофф Бизнес. И дело делается

Банк для решения ежедневных задач бизнеса

Тинькофф Бизнес. И дело делается

  • избавляем от рутины
  • создаем инновационные решения, которые помогают бизнесу расти
  • реагируем на ваши запросы быстро и с заботой

Узнать больше

АО «Тинькофф Банк». Реклама

Банк и лизинговая компания — брак по расчету

Деловой журнал Банковское обозрение №09 сентябрь (295)/2023

Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.

Наталья Логвинова

Яблоко от яблони недалеко падает

Значительная часть лизинговых компаний в России возникла изначально как дочерние подразделения банков. Многие из них стали потом независимыми фирмами, однако, даже обретя формальную самостоятельность, многие лизинговые компании остаются крепко привязанными к банку, так как нуждаются в значительном объеме кредитных ресурсов. Эти средства направляются на приобретение имущества, которое и предоставляется лизингополучателям (клиентам) на условиях финансовой аренды. Для быстрого развития бизнеса собственных средств компании, как правило, не хватает, и таким образом лизинговые компании попадают в категорию клиентов кредитных институтов.

Заместитель генерального директора компании «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин рассказал «БО» о двух основных формах сотрудничества лизинговых компаний и банков. Первая — когда банки служат основным источником кредитных средств для лизинговых компаний. Это верно как для фирм, которые являются дочерними предприятиями банков, так и для независимых лизингодателей. Вторая форма сотрудничества — привлечение кредитной организацией своих клиентов для лизинговой фирмы. Подобная схема работы характерна для игроков рынка финансовой аренды, которые являются банковскими «дочками». «У всех «банковских» лизинговых компаний доля клиентов, которые привлечены кредитным институтом, составляет как минимум половину портфеля сделок», — уверяет Дмитрий Шабалин.

В зависимости от степени самостоятельности дочерней лизинговой компании материнский банк может обеспечивать лизингодателя дополнительными услугами: администрированием текущих сделок, проверкой потенциальных клиентов, юридическим сопровождением. В некоторых случаях кредитная организация выступает для лизинговой фирмы клиентом-лизингополучателем. В основном это касается сделок финансовой аренды автомобилей и банковского IT-оборудования.

От кредитов до IPO

«Среди всех перечисленных вариантов сотрудничества на первом месте, естественно, находится прямое банковское кредитование, — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). — Однако его размер ограничен нормативом Банка России». Банк может кредитовать одного заемщика на сумму, не превышающую 25% от собственного капитала кредитной организации. Когда этот лимит исчерпывается, банкам и лизинговым компаниям приходится изобретать другие способы финансирования. Выходом может стать как дробление дочернего лизингового бизнеса, создание целой группы дочерних лизинговых компаний, так и организация синдицированного кредитования или выпуска ценных бумаг. Есть у банкиров и другие способы найти деньги для лизингодателя, например, выход на фондовые рынки, участие в подготовке секьюритизационных схем, организация IPO. По словам специалистов лизинговой компании «Центр-Капитал», зачастую для средней лизинговой компании банк выступает как незаменимый финансовый консультант и помощник в организации привлечения западного финансирования и подготовке CLN (Credit Linked Notes, еврооблигации-кредитные ноты. — Прим. «БО»).

По словам финансового директора компании «ВКМ-Лизинг» Дениса Махова, вексельные программы и облигационные займы наиболее актуальны для независимых или быстрорастущих компаний, за которыми не стоят финансовые институты или нет мощной поддержки со стороны производителя. Например, если на начальном этапе развития фирма «ВКМ-Лизинг» активно пользовалась поддержкой компании «Рузхиммаш», то сейчас для сохранения существующих темпов развития лизингодателю придется выходить на фондовый рынок.

Кредит для лизинга — свидетельство слабости или надежности?

Руководители лизинговых компаний согласны в том, что банковские кредиты остаются одним из самых популярных способов привлечения средств, однако расходятся в оценке компаний, которые преимущественно пользуются кредитами. «Любая рыночная компания использует прежде всего банковские кредиты для финансирования реализуемых лизинговых проектов», — уверяет финансовый директор компании «Глобус-Лизинг» Павел Коржавин. Денис Махов («ВКМ-Лизинг») считает, что кредиты в банках — это традиционный способ привлечения денежных средств для лизинговых компаний с целью финансового обеспечения сделок. «Ссуды или использование кредитных линий является эволюционным элементом развития любой лизинговой компании», — объясняет эксперт. Когда компания полностью выбирает установленный банком-партнером лимит, она или останавливается в росте, чего, как правило, не происходит, или ищет финансирование иного рода. Это неизбежный этап, так как требуется чем-то заместить привлеченные кредиты и высвободить установленные банковские лимиты. Чтобы иметь возможность развиваться, лизинговой компании необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов для привлечения заемных средств (векселя, облигации, секьюритизация, IPO).

Эксперты расходятся и в оценках доли банковских кредитов в общей массе займов лизинговых фирм, но большинство из них согласно с тем, что этот показатель не опускается ниже 60%. По словам финансового директора компании «Скания Лизинг» Александра Рябчинского, сейчас кредиты банков являются основным источником финансирования российских лизинговых компаний и составляют до 90% в общей массе полученных заемных средств. Конечно, есть и исключения, отмечает эксперт. У некоторых компаний, как правило, аффилированных с госструктурами, значительную долю финансирования может составлять уставный капитал или облигационные займы.

Финансовый директор компании «Стоун-XXI» Владимир Панибратец более сдержан в оценках. Он полагает, что доля кредитов составляет около 80% в общем объеме заемного финансирования лизинговых компаний. А Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») говорит о еще меньшей доле ссуд — 60% от размера источников формирования пассивов лизинговой компании. Однако эксперт отмечает, что остальные источники денег (авансы лизингополучателей, коммерческие кредиты поставщиков, собственные средства лизингодателя) играют значительно меньшую роль.

Статистика упоминания слова «лизинг»

в российских печатных СМИ за последние 10 лет

Кредиты популярные и недоступные

На лизинговом рынке часто говорят о том, что есть масса альтернатив банковским кредитам — облигации или секьюритизация обязательств клиентов. Только вот освоить такие способы получения финансирования многим лизингодателям, особенно небольшим фирмам, до сих пор не по силам. У кого-то кредитный рейтинг клиентов не достаточно высокий, кто-то не может найти специалистов, чтобы провести сделку. Поэтому банковский кредит остается пусть не самым дешевым (в среднем кредиты выдаются под 14%), зато отработанным и доступным способом найти деньги.

По мнению специалистов компании «Центр-Капитал», ситуация вряд ли изменится, и в ближайшем будущем кредиты сохранят свою популярность. Ведь несмотря на то, что тот же выпуск облигаций — это далеко не новый способ достать деньги, число лизинговых компаний, выпустивших такие ценные бумаги, на сегодняшний день очень и очень мало. Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия») тоже считает, что существенного сокращения банковских кредитов, предоставленных лизинговым компаниям, не произойдет. Во-первых, их просто нечем заменить, особенно в условиях постоянного роста объема лизингового рынка, а для лизинговых компаний это самый легкий путь привлечения заемных средств. Во-вторых, у многих российских банков сегодня существует реальная проблема размещения своих свободных средств, а лизинговый бизнес является довольно надежным вариантом их инвестирования.

Впрочем, и банковские кредиты лизинговым компаниям не всегда даются легко. Конечно, проще всего получить ссуду кэптивным лизинговым фирмам. А вот если в банк обращается независимый лизингодатель, процесс получения ссуды значительно усложняется. Далеко не все кредитные организации адекватно оценивают лизинговые фирмы, пытаясь привязать финансируемые контракты к какому-то виду производства. Поэтому число банков, готовых кредитовать операции финансовой аренды, ограничено, как и объемы займов, которые могут привлечь лизинговые компании. Это связано не только с ограничениями у банков, но и с территориальными требованиями. Например, многие кредитные организации отказываются выдавать ссуду, если лизингодатель или его клиент располагаются в другом регионе.

«Капризы» банкиров имеют объяснение. «Нормативные акты, регулирующие работу банков, не в полной мере адаптированы к условиям лизинговой деятельности, — рассказывает Денис Махов («ВКМ-Лизинг»). — В частности, коэффициентный анализ, который применяется при кредитовании промышленных предприятий, нельзя использовать для лизинговых компаний». Поэтому, несмотря на то, что лизингодатель показывает растущие показатели, банки, опираясь на нормативные акты, помещают компанию в категорию рискованных и низкоклассных клиентов, со всеми вытекающими последствиями (повышение ставки, снижение сроков финансирования).

Но даже если не брать во внимание факт несовершенства нормативной базы, то банкам все равно довольно сложно принять решение о выдаче кредита лизингодателю «со стороны». В случае неплатежей по ссуде с дочерней фирмой разобраться будет просто. А сторонняя организация может повести себя совершенно непредсказуемо, как и ее клиент, под контракт с которым выдавалась ссуда. «Главная проблема при кредитовании лизингодателей — это степень кредитного риска», — считает Дмитрий Шабалин («Локат Лизинг Руссия»). Ведь лизинговая компания не сама по себе генерирует выручку, достаточную для погашения банковского кредита, — это делает лизингополучатель. Поэтому, предоставляя ссуду лизинговой фирме, банк принимает на себя не только кредитный риск заемщика-лизингодателя, но еще и риск конечного пользователя средств — лизингополучателя. «При совершении некрупных лизинговых сделок анализ банком лизингополучателя экономически неэффективен — это снижает возможность финансирования таких сделок, — отмечает Владимир Панибратец («Стоун-XXI»). — Кроме того, кредитные организации иногда требуют поручительство лизингополучателя, на что последние идут не всегда охотно». Однако такой скрупулезный подход банкиров приносит свои плоды. «Пока доля сомнительных долгов в российском лизинговом секторе значительно меньше, чем доля проблемных банковских кредитов в остальных отраслях», — отмечает Дмитрий Шабалин.

Еще одним серьезным препятствием в предоставлении кредитов сторонним лизингодателям для банков, по словам заместителя генерального директора компании «Экспо-лизинг» Татьяны Шульги-Морской, является непрозрачность лизингополучателей. Это приводит к тому, что банк долго рассматривает и оценивает проекты, под которые запрашивается кредит, и заставляет предоставлять огромное количество документов как лизингодателя, так и лизингополучателя. А вот Александр Рябчинский («Скания Лизинг») уверен, что главная трудность — размер и имя лизинговой фирмы. Чем фирма больше и известнее, тем лучше условия, которые банки могут ей предложить. А вот маленьким компаниям придется потрудиться, чтобы доказать банку свою надежность. Кроме того, по словам финансового директора лизинговой компании «Каркаде» Алексея Смирнова, лизинговые фирмы, не входящие в банковско-промышленные группы, при привлечении финансовых ресурсов через банк сталкиваются с наличием в его структуре компании-конкурента, что иногда серьезно осложняет ситуацию.

Формы сотрудничества банков и лизинговых компаний

Упражнение для инвестиционного банкира

Лизинговые компании, которые специализируются на финансовой аренде имущества, как правило, не имеют в штате специалистов, способных, например, организовать выпуск внутренних облигаций или евробондов. В этом деле лизинговые фирмы часто пользуются помощью банкиров. Банки могут и сами выступить с той или иной инициативой. Причем если лизингодатель тесно связан с банком, то поле для деятельности расширяется. Например, на базе сотрудничества инвестиционного банка «КИТ Финанс» и его дочерней лизинговой компании «Магистраль Финанс», а также фирм «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы», была реализована первая сделка по секьюритизации лизинговых обязательств. Она позволила лизингодателю получить большой объем средств — 12,57 млрд рублей на выгодных условиях (под 7,875% годовых). Основной смысл схемы заключался в том, чтобы собрать в единый пул (пакет) обязательства по лизинговым контрактам Российских железных дорог, далее перепродать их иностранной компании специального назначения — Red Arrow International Leasing PLC, которая выступит эмитентом облигаций.

Как рассказал генеральный директор лизинговой компании «Магистраль Финанс» Константин Яковлев, сделка имела сложную структуру, как и любой процесс секьюритизации активов, который сам по себе достаточно трудный и дорогостоящий. Ведь в нем участвует много звеньев: оригинатор, основной и запасной сервисные агенты, андеррайтеры, управляющий денежными средствами, юрисконсульты, платежный агент, рейтинговое агентство. Вряд ли «Магистраль Финанс» была бы в состоянии организовать выпуск бумаг без поддержки материнского инвестбанка. Интересно, что и сама кредитная организация изначально рассматривала лизинг как вариант структурного финансирования. По словам управляющего директора банка «КИТ Финанс» Максима Цыганова, его организации было важно найти новый сегмент рынка, где он смог бы предложить структурные продукты как инвестиционный банк. То есть не только поддерживать дочернюю лизинговую фирму собственными вливаниями, но и помочь ей получить дополнительные средства на развитие по низкой цене и на долгий срок. Для этого как раз подошла схема секьюритизации лизинговых обязательств.

Структура источников финансирования деятельности лизинговых фирм

Дорога в светлое будущее

Сейчас на российском рынке финансовой аренды самостоятельных компаний стало больше, чем «банковских» лизингодателей. Однако этот факт не мешает укреплению и развитию сотрудничества лизинговых фирм и банкиров. В компании «Центр-Капитал» считают, что со временем заинтересованность банков в лизинговых компаниях как в клиентах будет повышаться. Ведь игроки рынка финансовой аренды — это крупные клиенты и заемщики. Да и лизингодатель, как правило, приходит в кредитную организацию не с пустыми руками, а со своими клиентами, которые в будущем могут начать работать и с самим банком.

Павел Коржавин («Глобус-Лизинг») прогнозирует, что в дальнейшем произойдет упрощение процедур кредитования лизинговых компаний. При этом получат развитие скоринговые подходы. Кроме того, банки станут активнее участвовать в организации облигационных выпусков лизинговых фирм.

Татьяна Шульга-Морская («Экспо-лизинг») считает, что лизинговые компании будут организовывать все более и более сложные проекты, требующие тесного взаимодействия с кредитующим банком и совместной работы по организации финансирования. Те лизингодатели, которые сейчас работают только с одним финансовым институтом, по мере роста бизнеса будут расширять список банков-партнеров, что вызовет увеличение конкуренции между кредитными организациями за интересные лизинговые проекты.

Что касается альтернативных кредитованию инструментов привлечения финансирования, то здесь опрошенные «БО» эксперты тоже были единодушны. Они полагают, что все большее количество лизингодателей будет обращаться к помощи банков для размещения своих векселей и облигаций, а интерес лизинговых компаний к новому и перспективному для них направлению — секьюритизации, а также выходу на рынок через IPO, значительно возрастет.

Трудности, которые встают на пути сотрудничества лизинговых компаний и кредитных организаций:

  • короткие сроки кредитования;
  • ограничения по лимиту кредитования на одного заемщика;
  • требование о переводе оборотов в финансирующий банк;
  • требование о местонахождении предмета лизинга в одном с банком регионе;
  • предоставление дополнительного к предмету лизинга обеспечения, в том числе поручительства лизингополучателя;
  • необходимость анализа банком лизингополучателя;
  • требования к синхронизации графика лизинговых платежей и графика погашения кредита;
  • длительные сроки оформления ссуды при инвестиционном кредитовании, проектном финансировании и возмещении инвестиционных затрат;
  • ограничения по краткосрочному кредитованию на пополнение оборотных средств. Источник: компания «Глобус-Лизинг».

Источник https://secrets.tinkoff.ru/voprosy-otvety/plyusy-i-minusy-lizinga/

Источник https://bosfera.ru/bo/bank-i-lizingovaya-kompaniya-brak-po-raschetu